Зельницкий Александр Дмитриевич
род. 1975

Зельницкий Александр Дмитриевич

(род. 1975)

Место рождения

Ленинград

Образование

СПбГУ, философский факультет (2001) (бакалавриат и магистратура)

Учителя

Годы работы в университете

с 2012

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
20122014старший преподавательКафедра философии и культурологии ВостокаФилософский
20142024старший преподавательКафедра философии и культурологии ВостокаИнститут философии
2024наст. вр.старший преподавательКафедра теории и методики преподавания языков и культур Азии и АфрикиВосточный

Основные вехи жизни, карьера вне университета

2001–2004 – аспирант Государственного музея истории религии (ГМИР).

2006–2008 гг. – младший научный сотрудник Отдела религий Востока ГМИР.

2008–2010 гг. – старший преподаватель кафедры "Культурология и философия", а в 2010–2012 гг. кафедры "Этноконфессиональное страноведение" Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

С 2012 г. – старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока Философского факультета (Института философии) СПбГУ. 

Область научных интересов, значение в науке

Философ, религиовед. В центре интересов З. – религия и культура Китая и антропология религии. Автор более 60 научных публикаций.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
2006КандидатскаяФормы «религиозного синкретизма» в КитаеДиссертация защищена по специальности «Религиоведение, философия культуры, философская антропология» (09.00.13) в СПбГУ.

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
ФилософскийВведение в историю даосизма
ФилософскийДаосизм и художественная культура Китая
ФилософскийДревнекитайские представления о мире и философские школы / Введение в историю конфуцианства
ФилософскийИнтеллектуальное взаимодействие Китая и Запада в первой половине XX в.
2012ФилософскийОбщественно-политическая мысль Древнего Китая
2012ФилософскийПопулярные верования традиционного Китая / Религиозная жизнь современного Китая
ФилософскийРелигиозно-художественный мир китайской «популярной картины»
ФилософскийФилософия даосизма
ФилософскийФилософия и наука в Китае
ФилософскийФилософская и общественно-политическая мысль Китая XI–XVII вв.
Институт философииДревнекитайские представления о мире и мифология
Институт философииКлассический индийский буддизм
Институт философииОсновы анализа древнекитайского философского текста
Институт философииИндийская и древнекитайская философия
Институт философииРелигиозная жизнь современного Китая

Основные труды

1.     Китайский «религиозный синкретизм». Монография. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2008.

2.     Правовой статус даосских и буддийских священнослужителей в имперском Китае (на материале кодексов Тан и Мин) // XLI Научная конференция «Общество и государство в Китае» (Ученые записки отдела Китая, вып. 3). М.: Восточная литература, 2011. С. 364–368.

3.     Популярные верования и социально-политическое взаимодействие в имперском Китае // XLII научная конференция "Общество и государство в Китае" (Ученые записки отдела Китая, вып. 6, Т.1). М.: ИВ РАН, 2012. С. 322–328.

4.     Официальная идеология и популярные верования // Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая. СПб.: Наука, 2012. С. 445–490

5.     Творческая фантазия и "популярная религия" в имперском Китае // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 8. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2014. С. 70–75).

6.     Три учения и государственная религиозно-идеологическая политика в эпохи Суй и Тан // История Китая с древнейших времен до начала XXI века в 10 т., Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220–907). М.: ИФ «Восточная литература», 2014. С. 460–513.

7.     Было ли даосским «Училище почитания сокровенного» (Чунсюань сюэ崇玄學) эпохи Тан (618–907)? // 45 Научная конференция "Общество и государство в Китае". Т. XLV. Ч. 1 (Ученые записки отдела Китая ИВ РАН, вып. 17). М.: ИВ РАН, 2015. С. 672–681.

8.     Даосское или имперское? Об учреждении «Училища почитания сокровенного» (Чунсюань сюэ崇玄學) в эпоху Тан唐 (618–907) // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 9.  СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2015. С. 113–123.

9.     Лао-цзы и имперская власть в VI–VII веках // 46-я научная конференция «Общество и государство в Китае», Т. XVLI. Ч. 1 (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая, вып. 20). М.: ИВ РАН, 2016. С. 16–23.

10. Политика государства в области верований и ритуалов в эпоху Сун 宋 (960–1279) // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 12-2. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2018. С. 175–204.

11. Раннетанский имперский миф в сочинении Оуян Сюня // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 15-2. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2021. С. 66–89.

12. Образ даосизма в официальной раннетанской инскрипции. На материале «Записи об Обители Предка-Совершенномудрого Великой Тан» Да тан цзуншэн гуань цзи 大唐宗聖觀記 // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 16-1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2022. С. 68–100.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.