Гревс Иван Михайлович
1860 — 1941

Гревс Иван Михайлович

(18601941)

Место рождения

с. Лутовиново, Воронежская губ.

Место смерти

Ленинград

Образование

Санкт-Петербургский университет (1884)

Учителя

Годы научной деятельности

1884 — 1941

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
18891899Приват-доцентПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологическийВ 1899 уволен с этой должности распоряжением министра народного просвещения Н.П. Боголепова ввиду неблагонадёжности (после студенческих волнений того же года).
19021903Приват-доцентПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический
19031907Экстраординарный профессорПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический
19071923Ординарный профессорПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологическийс 1919 - ФОН
19341941ПрофессорПетербургский университеткафедра истории Средних вековИсторический

Основные вехи жизни

Научно-преподавательская деятельность Г. за пределами университета чрезвычайно насыщенна и многообразна. После окончания историко-филологического факультета он начинает преподавать в женской гимназии Е.Н. Стеблин-Каменской (1884–1885), Первом Санкт-Петербургском кадетском корпусе (1884–1885) и гимназии Э.П. Шаффе (1884–1889), где читает, главным образом, педагогику, историю и географию. Позднее он также начинает преподавать в Санкт-Петербургском Елизаветинском училище (1885–1890), женской Петровской гимназии (с 1886), гимназии Л.С. Таганцевой (1887–1906; здесь, помимо преподавания, он также состоит председателем педагогического совета). С 1888 Г. начинает вести уроки в гимназии при Санкт-Петербургском историко-филологическом институте («Филологической»), а в 1889–1890 ко всем его прежним занятиям добавляется курс педагогики на курсах при Патриотическом институте. После возвращения из заграничной командировки (и начала работы в университете) в 1892 Г. приступил к преподаванию на Высших женских (Бестужевских) курсах (ВЖК) в качестве профессора средневековой истории местного историко-филологического факультета, параллельно продолжая вести уроки в различных частных гимназиях. В 1899, одновременно с увольнением из университета, оставляет ВЖК. После увольнений 1899 Г. сохраняет за собой только уроки (по истории и педагогике) в гимназии Л.С. Таганцевой, но вскоре (ок. 1900) также начинает вести занятия в Тенишевском училище и Александровском лицее. В 1902 он назначается экстраординарным профессором по кафедре истории в недавно открывшемся Политехническом институте (1902–1903). В 1903 Г. возвращается к преподаванию на Высших женских (Бестужевских) курсах и сохраняет должность профессора историко-филологического факультета ВЖК вплоть до их слияния с С.-Петербургским университетом в 1918/1919 (с 1906 он также является деканом историко-филологического факультета ВЖК; кроме того, в продолжение всего периода своей службы на ВЖК он заведовал библиотекой курсов). С 1906 Г., оставив вместе с рядом других преподавателей гимназию Таганцевой, поступает на службу в гимназию М.Н. Стоюниной (для преподавания истории западноевропейской культуры на историко-филологических и юридических курсах при гимназии). Помимо такой оживленной преподавательской деятельности, Г. в течение многих лет принимал участие в крупных научно-издательских проектах: в 1902–1904 им был написан ряд статей («Тацит», «Тьерри», «Феодализм», «Флоренция», «Фюстель де Куланж» и др.) для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»; с 1911 он состоял редактором отдела средних веков в «Новом энциклопедическом словаре» (1911–1916). В 1919–1922 в качестве профессора по кафедре всеобщей истории Г. преподает во Втором Петроградском педагогическом институте (им. Н.А. Некрасова); в начале 1920-х также, по некоторым данным, читает лекции в Петроградском Богословском институте (сущ. в 1910–1923). В период с 1921 по 1924 он занимает должность заведующего гуманитарным отделом Петроградского научно-исследовательского Экскурсионного института; с 1925 по 1930 также активно сотрудничает с Центральным бюро краеведения (в рамках его Ленинградского отделения). В 1927–1930 Г. заведует библиотекой Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК); а с 1934 читает исторические курсы в Ленинградском историко-философско-лингвистическом институте (ЛИФЛИ) (вплоть до их слияния с ЛГУ в 1936/37). Общественная деятельность Общественная деятельность Г. была неразрывно связана с его педагогической и научной работой. С самого начала своей преподавательской карьеры он проявил себя как явный либерал, активный сторонник реформирования системы высшего образования, ярый поборник демократизации университетской жизни. Г. всячески выступал за внедрение предметной системы преподавания (вместо принятой тогда курсовой системы), позволявшей вводить в учебную программу разнообразные спецкурсы и семинарии, создавать специализированные исторические кабинеты со специально подобранными книжными собраниями и таким образом стимулировать индивидуальный рост и самостоятельность будущих научных кадров. В период, последовавший за его увольнением из университета и с ВЖК (также вызванного его «чрезмерным» либерализмом), Г. много внимания уделяет вопросам организации образования. Он участвует в ряде комиссий, по инициативе которых реорганизуются существующие и создаются новые учебные заведения (напр., Тенишевское училище, Коммерческое училище в Лесном и др.), а также в различных кружках, ставивших свое задачей теоретическое осмысление проблем средней школы. К этому времени он также состоит в ряде научных и квазинаучных сообществ, созданных на базе историко-филологического факультета университета. С середины 1880-х он вошел в т.н. Ольденбургский кружок (вместе с Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбургами, В.И. Вернадским, Д.И. Шаховским, А.А. Корниловым и др.); с 1889 числится в составе только что созданного Исторического общества при Петербургском университете (в 1892 входит в его комитет, а с 1903 возглавляет в нем секцию всеобщей истории; неоднократно публикуется в главном печатном органе общества — сборнике «Историческое обозрение»). К середине 1900-х общественная деятельность Г. становится ещё более активной. В 1904–1905 Он участвует в съездах Всероссийского союза профессоров; состоит в качестве представителя историко-филологического факультета университета в комиссии по выработке нового университетского устава; позднее избирается в комиссию по связям между Советом Петербургского университета о студентами. Чуть ранее, в 1903, Г. проявляет себя и на общественно-политическом поприще, участвуя во встрече русских либеральных общественных деятелей в Шаффгаузене (Швейцария), на кото рой решено создать «Союз освобождения» — ядро будущей кадетской партии. С созданием самой партии в 1905 вступает в ее ряды; печатается в журналах «Право», «Полярная звезда», «Свобода и культура» и др. кадетских изданиях. В начале 1917 в развитие своей общественной деятельности, связанной с преподаванием, Г. также включается в комиссию по реформе высших учебных заведений (созданную по инициативе депутата Госдумы проф. М.М. Новикова). Однако после Октябрьской революции его публичная активность идет на спад — Г. углубляется в преподавательскую деятельность, философские и литературные поиски, работу в области краеведения.

Область научных интересов, значение в науке

На заре научной карьеры в центре внимания Г. находились, главным образом, вопросы, связанные с историей поздней Античности, с экономическим и социально-политическим развитием Рима периода империи, а также с эпохой перехода от Античности к средневековью. Именно этим темам были посвящены его кандидатская и магистерская диссертации и задуманная им в 1901 (но так и не завершённая) диссертация на степень доктора всеобщей истории (которую Г. планировал посвятить исследованию императорского землевладения). Однако со временем (в особенности после прекращения работы над докторской в 1902) он все чаще начинает обращаться к медиевистической проблематике и занимается самыми разнообразными темами: развитием феодализма во Франции, становлением итальянских городов-коммун, культурой Проторенессанса, духовной жизнью и идейными течениями как отдельных периодов средневековья, так и эпохи в целом. Большинство рассмотренных им таким образом вопросов нашло отражение в научных работах, опубликованных им в 1900–1920-е, а также в многочисленных лекционных курсах и семинариях, разработанных им для студентов университета и слушательниц ВЖК. Несомненной заслугой Г. как преподавателя в этот период следует считать организацию в Петербургском университете специального медиевистического кабинета, приспособленного (в русле пропагандируемой им предметной системы преподавания) для самостоятельной научной работы студентов. Ярким нововведением в рамках тогдашней высшей школы стали и организованные им масштабные экскурсионные поездки по средневековым городам Прибалтики, Польши, Франции и Италии (наибольшую известность приобрели его экскурсии по итальянским городам для студентов и слушательниц ВЖК, предпринятые в 1907 и 1912). После Октябрьской революции, положившей конец поездкам за границу, Г. увлекся отечественным краеведением и исследованиями, метко названными им самим «родиноведческими». Оказавшись после 1923 вне стен высшей школы, он — на основе накопленного экскурсионного опыта — обращается к организации экскурсий по России и Петрограду и начинает разрабатывать методологию новой оригинальной историко-культурной дисциплины — «гуманитарного экскурсиеведения». В последние годы жизни в научной работе Г. наметилась тенденция к возвращению к антиковедческой проблематике.

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1900МагистерскаяОчерки из истории римского землевладения, преимущественно во время империи
1934ДокторскаяДокторскую степень получил без защиты диссертации

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
18921893Историко-филологическийИстория государства и общества в период Римской империи
18931894Историко-филологическийОбзор главнейших явлений в новейшей европейской историографии по средним векам
18951895Историко-филологическийИстория средних веков до Карла Великого
18961896Историко-филологическийИстория Франции и Англии во вторую половину средних веков
18961897Историко-филологическийИстория Франции до распадения монархии Карла Великого
18971899Историко-филологическийИстория средних веков (общий курс)
18971898Историко-филологическийЭпоха Карла Великого и расцвет феодализма во Франции (с практическими занятиями)
18981899Историко-филологическийИстория Франции в период разложения феодального строя
18981899Историко-филологическийПрактические занятия по чтению и интерпретации главных источников для истории Франции в феодальный период и критическому изучению французской историографии о феодализме
19041905Историко-филологическийИстория средневекового общественного строя в эпоху его расцвета
19041906Историко-филологическийИстория Италии в XII–XV вв.
19061907Историко-филологическийНачала новой культуры в Европе (раннее социальное и духовное возрождение в XII–XIV вв.)
19071908Историко-филологическийЭпоха разложения римской империи и образование христианской культуры и романо-германских государств
19091910Историко-филологическийРазвитие общественного строя и духовной культуры во Франции в эпоху феодальной и сословной монархии
19101911Историко-филологическийИстория развития городской культуры преимущественно в Италии от упадка единства в римском мире до так называемой эпохи возрождения
19101916Историко-филологическийСеминарий: анализ трактата Данте «De Monarchia» [и других его сочинений] в свете политических и духовных идей эпохи
19111912Историко-филологическийГородская культура Италии в X–XIII вв.
19111917Историко-филологическийПросеминарий: чтение Григория Турского в связи с изучением культуры франкской эпохи
19121913Историко-филологическийЗарождение средневековой духовной культуры (поздняя античность, христианство, варварство, религия и образованность IV, V и VI веков)
19121913Историко-филологическийПросеминарий: изучение «Исповеди» бл. Августина
19151916Историко-филологическийИстория средневековой культуры романских стран (преимущественно Франции) в феодальную эпоху
19161917Историко-филологическийРазвитие духовной культуры в поздней Римской империи и в ранних средних веках
19181919Историко-филологическийИстория общественного строя и духовной культуры Западной Европы в каролингскую эпоху

Основные труды

Новое исследование о колонате. СПб., 1886; История средних веков. Лекции, читанные на С.-Петербургских высших женских курсах в 1895–1896 г. / Сост. слушательницами III курса. СПб., 1896; Очерки из истории римского землевладения (преимущественно во время империи). Т. 1. СПб., 1899. 651 с.; Василий Григорьевич Васильевский как учитель науки. Набросок воспоминаний и материалы для характеристики. СПб., 1899. 48 с.; История происхождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе / По лекциям проф. И.М. Гревса сост. слушательницей С. Свиридовой. СПб., 1902–1903. 503 с.; Научные прогулки по историческим центрам Италии. Очерки флорентийской культуры. М., 1903. 62 с.; К теории и практике «экскурсий», как орудия научного изучения истории в университетах. СПб., 1910. 48 с.; Кровавая свадьба Буондельмонте. Жизнь итальянского города в XIII веке. Л., 1925. 142 с.; История одной любви. И.С. Тургенев и Полина Виардо. М., 1927. 262 с. (2-е изд. М., 1928. 369 с.); Тацит. М.;Л., 1946. 249 с.; Человек с открытым сердцем. Автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860–1941) / автор-составитель О.Б. Вахромеева. СПб., 2004. 372 с.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Библиографический список трудов И.М. Гревса // Человек с открытым сердцем. Автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860–1941) / автор-составитель О.Б. Вахромеева. СПб., 2004. С. 358–360; Основные труды И.М. Гревса // Портреты историков: Время и судьбы. М., 2004. Т. 3: Древний мир и средние века. С. 360; Список печатных трудов И.М. Гревса / Сост. Б.С. Каганович и Л.Б. Вульфиус // Иван Михайлович Гревс и петербургское краеведение: сборник к 150-летию со дня рождения. СПб., 2010. С. 85–96.

Литература: Скржинская Е.Ч. Иван Михайлович Гревс: биографический очерк // Гревс И.М. Тацит. М.;Л., 1946. С. 223–248; Вялова С.О. К творческой биографии профессора И.М. Гревса // Из истории рукописных и старопечатных собраний (Исследования, обзоры, публикации). Сборник научных трудов. Л., 1979. С. 123–141; Каганович Б.С.: 1) И.М. Гревс — историк средневековой городской культуры // Городская культура: средневековье и начало Нового времени / Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986. С. 216–235; 2) Вокруг «Очерков из истории римского землевладения» И.М. Гревса // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI–XVII вв.) / Под ред. В.И. Рутенбурга и И.П. Медведева. Л., 1990. С. 198–216; 3) Русские медиевисты первой половины XX века. СПб., 2007. С. 11–84; Степанов Б.Е. Знание о прошлом в теории экскурсии И.М. Гревса и Н.П. Анциферова // Феномен прошлого. М., 2005. С. 419–475; Вахромеева О.Б.: 1) Иван Михайлович Гревс (1860–1941): портрет университетского профессора // Петербургские исследования / Отв. ред. Ю.В. Кривошеев. СПб., 2006. С. 52–70; 2) Приглашение к путешествию: методика исторических поездок И.М. Гревса. СПб., 2007; Свешников А.В.: 1) Иван Михайлович Гревс // Портреты историков: Время и судьбы. М., 2004. Т. 3: Древний мир и средние века. С. 336–360; 2) Как поссорился Лев Платонович с Иваном Михайловичем (история одного профессорского конфликта) // НЛО. 2009. № 2 (96); 3) Петербургская школа медиевистов начала XX века. Попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010; 4) Иван Михайлович Гревс и петербургская школа медиевистов начала XX в. Судьба научного сообщества. М.; СПб., 2016; Бамбизова К.В. Историческая концепция Ивана Михайловича Гревса — основоположника петербургской школы медиевистики: Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Томск, 2008; Фролов Э.Д. Вместо предисловия: к 150-летию со дня рождения выдающегося исследователя социально-экономической жизни античности И.М. Гревса (1860-1941) // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. 2010. № 9. С. 8-18; Потехина И.П. «И все-таки – что ж это было? Чего так хочется и жаль?» (И.М. Гревс и его ученики в книге А.В. Свешникова) // Клио. 2013. №10 (82). С. 149-151.

Архив, личные фонды

РНБ, Ф. 1148

ПФА РАН, Ф. 726

ЦГИА СПб, Ф. 14. Оп. 1. Д. 8945

ЦГИА СПб, Ф. 14. Оп. 3. Д. 20599

 

Составители и редакторы

И.П. Потехина

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (18191917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 19141934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (19171934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.