Борис Дорофеевич Ярушевич, будущий митрополит Николай, родился 31 декабря 1891 г. в Ковно в семье настоятеля ковенского кафедрального собора. С детства прислуживал в церкви. Обучался в Ковенской классической гимназии, а затем, после перевода отца в Санкт-Петербург, - в девятой (Введенской) мужской гимназии.
В 1909 г., по окончании гимназии с золотой медалью, поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В сентябре 1910 г. был уволен из числа студентов и принят в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия и был оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре церковного права. Параллельно, в 1913-1916 гг. являлся вольнослушателем юридического факультета Петербургского (Петроградского) университета, где занимался изучением канонического права для написания диссертации на степень кандидата, а затем и магистра богословия. В 1914 г. был пострижен в монашество с именем Николай и рукоположен во иеромонаха, в октябре-декабре того же года служил духовником-проповедником санитарно-питательного поезда и полковым священником. В дальнейшем служил преподавателем Петроградской духовной семинарии и настоятелем храма свт. Николая Чудотворца при Николаевской детской больнице. В 1917 г. был удостоен ученой степени магистра богословия и Макариевской премии Академии наук за работу «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича (1649). Опыт изучения вселенских и местных начал и их взаимоотношения в древнерусском церковном суде». Уже будучи иеромонахом, 25 ноября 1918 г. Николай подал прошение на имя ректора, в котором выразил свое желание вернуться к учебному делу и просил восстановить его в правах студента юридического факультета. Дополнительно он сообщал, что сменил свое прежнее имя «Борис», под которым значился в студенческом деле, на «Николай» (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 62961. Л. 8).
В декабре 1918 г. иеромонах Николай был назначен и.д. настоятеля Петропавловского собора в Петергофе, а в декабре 1919 г. – назначен и.д. наместника Александро-Невской лавры (утвержден в должности патриархом 5 марта 1920 г.) и возведен в сан архимандрита. В 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии, с сохранением должности наместника Лавры. С сентября 1922 г. возглавлял Петроградскую автокефалию, не признававшую обновленческого движения. В феврале 1923 г. был арестован и приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в с. Усть-Кулом. В марте 1926 г. вернулся к управлению Петергофским, а позднее и Кронштадтским викариатством. С 1927 г. всецело поддерживал курс митрополита Сергия (Страгородского), боролся в Ленинграде с иосифлянским движением. В 1935 г. возведен в сан архиепископа. В 1940 г. назначен архиепископом Волынским и Луцким, экзархом западных областей Украины и Белоруссии. В марте 1941 г. возведен в сан митрополита, в июле того же года назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. Во время Великой Отечественной войны занимался патриотической деятельностью, руководил сбором церковных средств на нужды фронта. В 1942 г. стал членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Стал одним из трех иерархов, принявших участие на встрече с И.В. Сталиным 4 сентября 1943 г. В этом же году стал постоянным членом Синода. В 1944 г. назначен митрополитом Крутицким (с 1947 г. – Крутицким и Коломенским). С 1945 г. активно занимался международной деятельностью Московской Патриархии. В 1946 г. был назначен председателем образованного тогда Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). Руководил комиссией по созыву состоявшегося в 1948 г. Всеправославного совещания. С 1949 г. активно участвовал в международном движении за мир, выступая на многочисленных миротворческих конгрессах, конференциях и др. мероприятиях как на территории СССР, так и за его пределами. Кроме того, руководил издательской деятельностью Московской Патриархии, с 1947 г. председательствуя в Издательском отделе. В 1960 г. под давлением властей был вынужден подать прошение об освобождении его от должности главы ОВЦС, а затем и вовсе уйти на покой. Скончался 13 декабря 1961 г. В Москве. Похоронен в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры.
Медаль «За оборону Москвы» (1944)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Орден Трудового Красного Знамени (1955)
Архиерей Русской православной церкви, один из наиболее выдающихся ее иерархов в XX столетии
Митрополит Николай (Ярушевич) – автор ряда работ в области церковной истории, канонического права и богословия. Среди них:
1) О проповеднической импровизации: К вопросу о живом слове и нормативных методах проповедничества. (Гомилетический этюд). Чернигов: Братство св. Михаила, князя Черниговского, 1913.
2) Гонения на христиан императора Декия (249-251): Страницы из истории первых веков христианства. Харьков: Епархиальная тип., 1914.
3) Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви: (Историко-канонический очерк). Чернигов: Братство св. Михаила, князя Черниговского, 1914.
4) Путь ко спасению по Св. Григорию Нисскому: (Богословско-психологический этюд). М.: печатня А.И. Снегиревой, 1916.
5) Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича (1649 г.): Опыт изучения вселенских и местных начал и их взаимоотношений в древнерусском церковном суде: Историко-каноническое исследование. Пг.: Синодальная тип., 1917.
В советское время были опубликованы сборники проповедей и выступлений митрополита Николая (Ярушевича):
1) Слова, речи, послания: [В 4 т.]. М., 1947-1957.
2) Защитим мир!: Речи, статьи (1949-1952 гг.). М.: Московская патриархия, 1952. Вып. 1.
3) За мир: Речи, обращения (1952-1954 гг.). М.,: Московская патриархия, 1955. Вып. 2.
4) Речи о мире (1955-1957 гг.). М.: Московская патриархия, 1958. Вып. 3.
Кроме того, являлся постоянным автором «Журнала Московской патриархии», на страницах которого были опубликованы многочисленные проповеди и статьи митрополита Николая.
1) Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников). СПб.: «Нева-Визит», 2003.
2) Майоров Д.Н. Духовное измерение войны и мира в богословском наследии митрополита Николая (Ярушевича) // VI Рождественский чтения: Межвузовский сборник научно-методических статей / Под ред. Г.В. Сильченко. Тюмень, 2019. С. 106-110.
3) Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич). М.: Общество любителей церковной истории, 2012.
4) Сухоруков А.Н. Церковная деятельность епископа Николая (Ярушевича) в начале 1920-х гг. в сопоставлении с церковной деятельностью архимандрита Ермогена (Голубева) в это же время // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № 23. С. 184-191.
5) Чумаченко Т.А. «Поразила всех нас, как гром, отставка митрополита Николая»: Крах одной церковной карьеры, 1960 г. // Исторический архив. 2008. № 1. С. 47-68.
6) Шкаровский М.В. Во главе Петроградской автокефалии // Церковно-исторический вестник. 2003. № 10. С. 148-159.
7) Шкаровский М.В., Пидгайко В.Г., Никитин Д.Н. Николай // Православная энциклопедия. Т. 50. С. 360-372.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 62961. Ярушевич Борис Дорофеевич
Н.В. Гольцов, Е.А. Ростовцев
Выдающиеся выпускники Императорского Санкт-Петербургского университета (в процессе подготовки)