Николай Эрнестович Радлов родился 10 (22) марта 1889 г. в Санкт-Петербурге в семье философа Э.Л. Радлова (1854-1928) – сотрудника Императорской Публичной библиотеки, впоследствии ее директора (1917-1924) и члена-корреспондента Академии наук (1920).
В 1907 г. поступил на классическое отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, которые окончил в 1911 г. Во время учебы в университете занимался в частной рисовальной школе Я.С. Гольдблата, а затем продолжил свое художественное образование на живописном отделении Высшего художественного училища при Академии художеств, где учился у Д.Н. Кардовского и Я.Ф. Ционглинского.
В разное время выступал с шаржами и карикатурами на страницах журналов «Сатирикон», «Еж», «Чиж», «Смехач», «Бегемот», «Крокодил», «Пионер» и др. Кроме того, оформлял и иллюстрировал книги А.Л. Барто, С.Я. Маршака, С.В. Михайлкова, К.И. Чуковского, А.М. Волкова, В.П. Катаева и др. писателей. На этом поприще особенно активно сотрудничал со своим другом писателем М.М. Зощенко, в соавторстве с которым выпустил книги «Веселые проекты (Тридцать счастливых дней)» (1928) и «Счастливые идеи» (1931). Также проявил себя в качестве театрального декоратора.
Начиная с 1912 г. Н.Э. Радлов выступал в печати с художественно-критическими статьями и работами. Помимо этого, преподавал в ряде учреждений: Институте истории искусств (1919-1924), Высшей художественно-техническом институте в Петрограде (1922-1923), Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (1932-1936), Московском художественном институте (1938-1942).
В годы Великой Отечественной войны выступал постоянным сотрудником журнала «Фронтовой юмор», являлся одним из организаторов и авторов «Окон ТАСС». За эту работу в 1942 г. был удостоен Сталинской премии II степени.
Скончался 29 декабря 1942 г. в Москве от тяжелой болезни, вызванной попаданием бомбы в его дом. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сталинская премия II степени (1942)
Художник-график, живописец, художественный критик, искусствовед, педагог
Н.Э. Радлов является автором множества шаржей, часть которых составили книгу «Воображаемые портреты. Литературный Ленинград: шаржи» (Л., 1934).
Кроме того, является автором ряда художественно-критических работ, среди которых:
1) Серов: очерк Н.Э. Радлова. СПб., 1912.
2) Современная русская графика и рисунок. Пг., 1917.
3) О футуризме. Пг., 1923.
4) Рисование с натуры. Л.-М., 1938.
А также автором иллюстраций к ряду изданий, среди которых:
1) М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (1923)
2) Шишков В.Я. «Пятерка» (1931)
3) Зощенко М.М. «Личная жизнь» (1934)
4) Зощенко М.М. «Избранные рассказы» (1935)
5) Шишков В.Я. «Шутейные рассказы» (1935)
6) Радлов Н.Э. «Рассказы в картинках» (1937)
7) А. Франс. «Остров пингвинов» (1938)
8) О. Форш. «Радищев» (1939)
Работы о жизни и творчестве Н.Э. Радлова:
1) Выставка произведений художника лауреата Сталинской премии Николая Эрнестовича Радлова. Каталог. М.: Изд-во «Советский художник», 1961.
2) Котова М.А. Дружеский круг Михаила Булгакова: Николай Радлов // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI вв. Материалы десятых международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя / Под ред. Е.И. Михайловой. М., 2020. С. 56-62.
3) Красовский В.Е. Европейский и русский футуризм в восприятии и оценках критиков журнала «Аполлон» // Русская литература и журналистика в движении времени. 2016. № 1. С. 104-134.
4) Его же. Журнал «Аполлон» и становление экологии культуры в России // Русская литература и журналистика в движении времени. 2014. № 1. С. 87-111.
5) Лукьянова Л.В. История публикации и интерпретации «Веселых проектов» М. Зощенко и Н. Радлова: реинкарнация или зачеркивание текста? // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2017. № 4. С. 69-74.
6) Мерковская М.А. Радловы: один автограф – три судьбы. По материалам фондов музея А.М. Горького ИМЛИ РАН // Максим Горькой. Парадигмы философских и художественных поисков XX-XXI вв. Материалы XL Международной научной конференции. Нижний Новгород, 2022. С. 292-297.
7) Радлов Николай Эрнестович // Универсанты в мире искусства = University in the World of Art: биографические очерки / С.-Петерб. гос. ун-т, Культ. фонд «Знаменитые универсанты СПбГУ» [редкол.: Н.Я. Олесич, д.и.н., проф. и др.]. – СПб.: Знаменитые универсанты, 2008. С. 362-369.
8) Сергеев С.И. Теоретическое наследие Н.Э. Радлова как основа преподавания рисунка студентам среднего профессионального образования в высшей школе народных искусств // Вопросы культурологии. 2013. № 8. С. 57-62.
9) Филиппова О.Н. Н.Э. Радлов – карикатурист и искусствовед (1889-1942 гг.) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6-3. С. 46-48.
10) Фомин Д.В. Издания М.М. Зощенко 1920-х гг. и их графическое оформление // Библиотековедение. 2017. № 5. С. 531-538.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 49599. Радлов Николай Эрнестович.
Фотодокументы: ЦГАКФФД СПб. Гр 45247-45248, Ар 169491-169492.
Н.В. Гольцов, Е.А. Ростовцев
Выдающиеся выпускники Императорского Санкт-Петербургского университета (в процессе подготовки)