Черепнин Николай Николаевич
1873 — 1945

Черепнин Николай Николаевич

(18731945)

Социальное происхождение

Сын Н.П. Черепнина (1841-1906). Мать – З.А. Ратаева

Семейное положение

Женат. Жена – М.А. Бенуа. Сын – А.Н. Черепнин

Место рождения

Санкт-Петербург

Место смерти

Исси-ле-Мулино

Образование

  • Санкт-Петербургский университет (1891 – 1895)
  • Санкт-Петербургская консерватория (1893 – 1898)

Учителя

  • Н.А. Римский-Корсаков

Основные вехи жизни

1905-1917 – преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. С 1909 г. профессор Санкт-Петербургской консерватории

1918-1921 – директор Тифлисской консерватории

1925 – организатор и директор Русской консерватории в Париже.

С 1898 г. дирижировал в Мариинском театре. С 1906 г. – дирижер Мариинского театра. Дирижер на концертах Русского музыкального общества.

1908-1913 – дирижер концертов Петербургского народного дома.

С 1909 г. участник «Русских сезонов».

В 1921 г. переехал во Францию.

В 1932 г. дирижер Бостонского симфонического оркестра.

Членство в творческих объединениях

Член Беляевского кружка Член объединения «Мир искусства»

Деятельность

Композитор, дирижер и педагог.

Ученики

  • Н.Б. Обухов
  • С.С. Прокофьев
  • Ю.А. Шапорин

Основные труды

Павильон Армиды (1903)

Нарцисс (1911)

Маска Красной Смерти (1911)

Марья Моревна (1913)

Зачарованная птица (1923)

Сват (1930)

Ванька-Ключник (1933)

Золотая рыбка (1937)

Основная биобиблиография

Лит.: Томпакова О. М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества. М., 1991; Черепнин Н. Н. Воспоминания музыканта; [Предисл. О. Томпаковой]. Л., 1976; Nikolai Tcherepnin, 1873-1945. Frankfurt/Main: M.P. Belaieff, 1974; Асафьев Б. В. Этюд о Черепнине. Последние произведения // Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л., 1974. С. 20-24; Биккенин О. Ф. Балетное творчество Н. Н. Черепнина русского периода в контексте эстетических течений его времени / М-во культуры России, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2001; Глинский М. «Красная маска». Хореодрама Н. Н. Черепнина // РМГ. 1916 г. № 12. Стб 268-276; Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002; Двинский М. Н. Н. Черепнин о своем новом балете «Красные маски» // «Биржевые ведомости». 1912. № 13181, 6 октября; Дейкун Л. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Николая Черепнина// Русская музыкальная культура XIX-начала XX века. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 123. М., 1994. С. 79-95; Кисеева Е. В. Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX-XX веков : диссертация … кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2006; Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: долгое странствие. М., 1999; Логинова В. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В.Ребиков, Н.Черепнин, А.Станчинский): дисс. … кандидата искусствоведения; Российская Академия музыки им. Гнесиных. М., 2002. С. 48-97; Логинова В. Творческий облик Н. Н. Черепнина в контексте русского искусства начала XX века: личность и стиль. Оренбург, 2002; Оссовский А. В. Павильон Армиды. Балет Н. Н. Черепнина // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912). Л., 1971. С. 84-87.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб. Фонд 14. Опись 3. Дело 28340. Черепнин Николай Николаевич

ЦГИА СПб. Фонд 414. Опись 2. Дело 526. Личное дело. Черепнин Николай Николаевич

ЦГА СПб. Фонд Р-80. Опись 22. Дело 4083. Личные дела оптантов. Черепнин Николай Николаевич, жена Мария Плебертовна, сын Александр

ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент В 4571. Портрет композитора Николая Николаевича Черепнина.

Выдающиеся выпускники Императорского Санкт-Петербургского университета (в процессе подготовки)