Должность | Подразделение | Факультет | |||
---|---|---|---|---|---|
1912 | 1918 | приват-доцент | кафедра философии | Историко-филологический | Приват-доцент по кафедре философии с 1 июля 1912 г. по октябрь 1918 г. |
1918 | 1919 | профессор | ФОН | В 1918 году избран профессором психологии Петроградского университета. |
С 1902 г. читал лекции по психологии, психофизиологии и философии на курсах воспитательниц и руководительниц физического образования, возглавляемых П. Ф. Лесгафтом. В 1905 г. выступал на пятом Международном психологическом конгрессе в Риме и на международных конгрессах в Инсбруке и Геттингене. В 1906 г. выступал на первом Съезде по педагогической психологии незрячих. Преподаватель кафедры психофизиологии органов чувств Психоневрологического института, Педагогической академии, ординатор психиатрической больницы Св. Пантелеймона. Редактировал русский отдел в немецком журнале «Zentrablatt fűr Psychologie». В 1918 г. избран экстраординарным профессором Томского университета. В 1919-1930 гг. преподавал философию в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского, заведовал кафедрой психологии Саратовского педагогического института. С 1930 года работал на дефектологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.
Психолог, основоположник российской тифлопсихологии. Экспериментально изучал психику слепых, их познавательные возможности. Его исследования психологии слепых поддерживали крупнейшие представители педологического движения: Б. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев. Исследовал особенности слухового восприятия слепых людей, пришел к выводу, что у слепых оно совершеннее, чем у зрячих. По его мнению, слепые большей частью люди не двигательно-осязательного типа, а слухового типа. Исследовал т.н. «шестое чувство» слепых, то есть возможности ощущать препятствия на расстоянии. Считал, что это происходило за счет сохранного чувства, которым является температурная рецепция. Развивал идеи З. Фрейда в тифлопсихологии. Он считал, что малоподвижный образ жизни слепых вызывает более раннее половое созревание и повышенную половую активность, предлагал искать способы для сублимации энергии либидо в эмоциональные переживания, творческую деятельность.
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1909 | Докторская | Процессы восприятия слепых | Защищена в Военно-медицинской академии. |
Факультет преподавания | Название курса | |||
---|---|---|---|---|
1912 | 1916 | Историко-филологический | Физиологическая психология |
О некоторых особенностях душевной жизни слепых // Вестник психологии. 1904. Вып 4. С. 259-271.
Экспериментальное исследование душевной жизни слепых // Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии 31 мая – 4 июня 1906. СПб.,1906. С. 177-179.
Из душевного мира слепых. СПб.: Сенат. тип., 1909. Ч. 1: Процессы восприятия у слепых.
Процессы восприятия у слепых: Дис. на степ. д-ра мед. А.А. Крогиуса. СПб.: Сенат.тип., 1909. - [4], II, 240 с. (Серия докторских диссертаций, допущенных к защите в Императорской Военно-медицинской академии в 1908-1909 учебном году; № 13).
П. Ф. Лесгафт как учитель жизни // Памяти Петра Францевича Лесгафта. СПб., 1912. С. 213-218.
Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. Саратов: Изд. авт., 1926. 144 с.
Методы исследования умственного утомления. Саратов: тип. № 2 Крайполиграфпром, Б. г. 16 с.
Психология слепых и её значение для общей психологии и педагогики. Саратов, 1926.
Бюджет времени студентов педагогического факультета Саратовского Университета. Саратов: Б. и., [1928]. С. 83-90.
Психотехнические исследования в ВУЗах. Б. м.: Б. и., 1929. 10 с.
Лит.: Троицкая И.В. К.С. Маслов. В свете незримого: жизнь и судьба А.А. Крогиуса // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 1. С. 388-392.
ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.1. Д.10634. Крогиус Август Адольфович. О допущении его к чтению лекций в звании приват-доцента. 1912.
ОР РНБ. Ф.1091. Д.782. Крогиус А., Наливкина О.В., Шохор-Троцкий С.И. и др. Телеграммы П.А. Герману. 1913.
В.В. Андреева, Е.А. Ростовцев
Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.
Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.
База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914–1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук