Литвинский Вячеслав Михайлович
род. 1947

Литвинский Вячеслав Михайлович

(род. 1947)

Образование

Ленинградский университет (1973)

Учителя

  • Киссель М.А.
  • Козлова Мария Семеновна
  • Слинин Я.А.
  • Солонин Юрий Никифорович
  • Швырев В.С.

Годы работы в университете

1997 — 2019

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
19972019ДоцентКафедра философской антропологииФилософский

Основные вехи жизни, карьера вне университета

До работы в университете с 1977 г. преподавал в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Член редакционной коллегии первого в СССР легального неофициального философского журнала «Ступени», (1991–1994 г., вышло 9 номеров), автор обращения к читателям; представление журнала в Программе «600 секунд» Ленинградского телевидения, посвященной выходу журнала. Участник съемок первого художественного фильма Динары Асановой «Пацаны» (1982 г.).

В.М. Литвинский о своих учителях:

М.С. Козлова.

Философское образование,  как прозорливо подмечено, – «штучное производство». Оно не дает профессии. Оно позволяет иногда, весьма редко, выстроить внутренний мир студента благодаря Учителю, воздействие которого всегда выходит за границы руководства только научной работой, продолжая жить в памяти сердца.

После более чем 40 лет работы преподавателем университета я все яснее слышу голос моего научного руководителя М.С. Козловой при случайной встрече в коридоре философского факультета: «Слава, а Вы сегодня пили кофе?».  В то время это значило, что она приглашает пить кофе, платит за меня, делает потрясенным свидетелем беседы В.А. Штоффа, М.А. Кисселя и других мэтров философии. Было принято, что научный руководитель кормит руководимого им  студента.

Перед своим первым занятием на нашем третьем курсе М. С. Козлова попросила поднять руки тем, у кого одни пятерки. Таких в группе не оказалось. Меня с одной четверкой она попросила остаться, и стала рассказывать,  почему интересно и важно заниматься философией языка. Так «лингвистический поворот в философии» стал определяющим в моем философском развитии, а М.С. Козлова – научным руководителем моих курсовых, дипломной работы, обучения в аспирантуре и кандидатской диссертации. Продолжая аналитическую традицию, Мария Семеновна учила письму, безжалостно, а иногда и жестоко вычеркивая все то, что делает текст рыхлым, неопределенным, вторичным, тем способом самовыражения,  когда автор не думает о Читателе. Сегодня в эпоху кризиса, интеллектуально – психологического господства социальных сетей, отчуждения в цифровом формате, когда на философских факультетах не пишут, а публикуются, призыв к философам писать для Читателя приобретает все более важное значение.

Ю.Н. Солонин вошел в мою жизнь на 2-ом курсе на семинарах по истории логики. Тогда, еще от старшего преподавателя, я впервые услышал об «Архаистах и новаторах» Ю.Тынянова и  русских формалистах,  работавших в области философии языка. Случилось так, что Юрий Никифорович стал рецензентом всех моих курсовых и дипломной работы и, значительно позднее, уже в качестве декана философского факультета пригласил работать на философский факультет СПбГУ. Его самоирония и ирония делали лекции по курсу «Критика современного антикоммунизма»  одним из самых популярных в 70–х годах прошлого века на философском факультете. Самая большая 150 – я аудитория была переполнена, как если бы лектор из пропагандиста истины марксистских и коммунистических ценностей трансформировался в аватару кьеркегоровского принципа иронии.  Ироничность учителя невольно становилась частью философского отношения и к собственным мыслям и чувствам". 

Область научных интересов, значение в науке

Аналитическая и лингвистическая философия, психоанализ.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1981КандидатскаяПрирода философского знания (теоретико-исторический анализ методов исследования предпосылочного знания)ЛГУ

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
20002002ФилософскийДуша человека
20002004ФилософскийДуша человека: введение в психоанализ
20002004ФилософскийПсихоанализ и религия
20002004ФилософскийПсихология культуры
20002004ФилософскийСтруктура и динамика глубинного общения
ФилософскийВведение в психоанализ
2019ФилософскийПсихология культуры
20162018ФилософскийПедагогическая практика
20162018ФилософскийПсихоанализ и философия
20162018ФилософскийПсихоанализ как метафизическая психология
20162018ФилософскийФилософия

Ученики

  • Федорова Т.В.
  • Хисамова Е.А.

Основные труды

Желание и воображаемое алкоголика // Социально-психологические аспекты Дома. СПб, 1998

Рождение и призвание Нарцисса // Мать, любовь, ребенок. СПб, 1998

Страсть к вопрошанию есть творческая страсть // Хрестоматия современной зарубежной литературы. М., 1998

Психоанализ ребенка — на пороге новой антропологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. СПб.: Издательство СПБГУ, 1998, выпуск 4 (N 21).

Проблема историзма человека в психоаналитической антропологии // Философия XX века: школы и концепции. СПб., 2000.

Культура и производство желания // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.106-108

Ускользающая красота зрелища // Научные исследования и разработки в спорте. Вестник Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафа. СПб., 1999. С.45-54.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.