Саткевич Александр Александрович
1869 — 1938

Саткевич Александр Александрович

(18691938)

Место рождения

Кронштадт

Место смерти

Ленинград

Образование

Военно-инженерная академия (1894)

Учителя

Годы работы в университете

1925 — 1936

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
19251933сверхштатный профессоркафедра механикиФизико-математический
19301933заведующий кафедройкафедра механического отделенияФизико-математический
19331936заведующий кафедройкафедра аэрогидромеханикиМатематико-механический

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Родился в семье старшего врача Морского ведомства. С детства С., его братьев и сестер обучали французскому и немецкому языкам.

В 1879 г. С. начал учиться в Кронштадтском реальном училище. Больше всего на него произвели впечатление уроки директора училища Вильгельма Федорович Фридрихсберга, который одновременно преподавал геометрию и немецкий язык. В 1885 г. С. с отличием окончил основной курс реального училища (6 классов), после чего успешно сдал экзамены и поступил во второй кадетский корпус в Петербурге, где окончил седьмой класс. В 1886-1889 гг. С. обучался в Николаевском инженерном училище. Окончив Инженерное училище одним из первых, С. выбрал вакансию в Гренадерском Саперном батальоне. В течение двух лет он проходил службу в селе Медведь Новгородской губ., где преподавал в батальонном «гальваническом классе», а также в скором времени был привлечен к исполнению обязанностей батальонного адъютанта и должен был вести всю канцелярию.

Осенью 1891 г. С. поступил в Николаевскую военно-инженерную академию, которую окончил в 1894 г. и в качестве помощника производственных работ в Инженерном ведомстве стал заниматься постройкой новых и надстройкой старых зданий Артиллерийского училища.

С 1896 г. С. – репетитор по механике Николаевской инженерной академии и училища. В 1896-1897 учебном году в качестве вольнослушателя посещал занятия на физико-математическом факультете Петербургского университета, а в 1897-1898 учебном году слушал лекции в Петербургском технологическом институте.

В 1898 г. С. прочел две пробные лекции в инженерной академии, которые он также издал в виде литографированных трудов, после чего получил право чтения лекций в академии. Осенью 1898 г. был командирован на год заграницу – в Германию, Англию, Францию, Швейцарию и Италию – для дальнейшего усовершенствования в математических и механических науках и знакомства с наиболее выдающимися инженерными сооружениями. С. посещал занятия в Шарлоттенбургской высшей технической школе в Берлине, учился в Цюрихском политехникуме и университете. Вернувшись из командировки в 1899 г., он разработал несколько новых курсов для академии и училища, в т.ч. спец. курс «Введение в высший математический анализ».

Еще до поездки заграницу он стал участником кружка Марии Ивановны Страховой –  Подвижного музея учебных пособий, познакомился с Е.Д. Стасовой и А.М. Коллонтай. С последней он был в очень близких отношениях. За рубежом он встречался с Г.В. Плехановым, П.П. Масловым, А.Г. Шляпниковым, посетил социалистический конгресс в Штутгарте.

В 1902 г. С. защитил диссертацию, а в 1903 г. стал экстраординарным профессором академии, с 1914 г. – ординарным и с того же года заслуженным.

В 1907-1914 гг. С. состоял преподавателем по курсу двигателей на Интендантском курсе, преобразованном затем в Интендантскую академию, а в 1918 г. – в Военно-хозяйственную академию. С 1923 г. вел курс прикладной механики в академии и состоял председателем предметной комиссии по математико-механическим и строительным предметам преподавания.

С. также занимался вопросами устройства водоснабжения и канализации, участвовал в водопроводных съездах, привлекался к экспертизе проектов переустройства водоснабжения и устройства канализации Петербурга, к водопроводно-канализационным проектам для Ставрополя, Черкасс и других городов. Он участвовал в разработке типа паровозов и тендеров Полевых железных дорог и в составлении предварительных смет на постройку Харьковского завода русского Паровозостроительного механического общества.

В качестве эксперта или члена участвовал в различных технических комиссиях, в т.ч. по устройству и оборудованию Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства, по приемке системы отопления и вентиляции здания Петербургского городского кредитного общества по переустройству электро-осветительных станций Царского Села, по переустройству вентиляции здания Эрмитажа, по сравнительной оценке проектов вентиляции монетного двора (в 1924 г.) и многих других, а также – состоял членом многих экспертных комиссий и жюри на различных выставках и конгрессах.

В 1911 г. С. руководил учебными и дипломными проектами, а затем – всем курсом по водоснабжению и канализации в Петербургском институте инженеров путей сообщения. С 1915 г. – экстраординарный профессор, с 1918 г. – ординарный профессор, сначала по кафедре санитарной гидротехники, затем – по кафедре гидравлики, с того же года – заведующий Гидравлической лабораторией института.

С 1909 г. работал на инженерно-строительном факультете Высших женских политехнических курсах (позже II Петроградский политехнический институт). В 1918 г. избран был этим институтом профессором по кафедре теоретической механики, а затем также по кафедрам гидравлики и отопления и вентиляции, каковым и состоял до времени закрытия института в 1924 г.

В 1912-1914 гг. состоял также преподавателем Военной автомобильной школы – по курсу теории автомобильного двигателя, и с 1921 по 1923 г. преподавателем по курсу прикладной механики в военной школе авиатехников и авиамехаников.

С 1909 г. он стал заниматься холодильным делом, с 1920 г. вел курсы по этому предмету в Технологическом институте (с 1926 по 1929 г. в качестве профессора) и на механическом факультете I Петроградского политехнического института, где в 1921 г. стал читать курс холодильных установок и несколько позже стал заведовать кабинетом по холодильному делу.

Кроме того, он участвовал в качестве лектора во временных курсах по холодильному делу (в Петербурге и Москве) и по санитарной технике (в Санитарно-техническом институте в Петербурге в 1908 г.), был членом экспертиз при опытной холодильной перевозке пищевых продуктов, по устройству холодного склада в Архангельске, по выработке типов холодных вагонов.

После начала Первой мировой войны С. стал начальником Николаевской военно-инженерной академии и училища. Он был также председателем подготовительной комиссии в Особом совещании по обороне, участвовал в разработке проектов положения о земских и городских союзах, о военно-промышленных комитетах. С 1917 г. – генерал-лейтенант.

В 1916 г. С. женился на вдове Екатерина Григорьевне Сокольской (урожд. Синягиной). У них было двое общих детей – Кира (род. 21 февраля 1916 г.) и Ирина (род. 7 июля 1917 г.). Кроме того, он воспитывал четверых детей жены от первого брака.

В 1918 г. С. состоял консультантом опытно-строительного отдела (позже – бюро) управления ирригационными работами в Туркестане, до времени закрытия этого учреждения. С 1923 г. – член Совета Научно-мелиорационного института.

В 1918 г. был приглашен членом Технического совещания Управления работами на р. Волхове и затем в 1920 г. – членом Технического совещания Управления работами на р. Свири, в каковой должности состоял до 1922 г.

В 1919 г. С. арестовали, он был под угрозой расстрела, однако благодаря ходатайствам А.М. Коллонтай тогда ему удалось избежать этой участи.

По инициативе инженера-кораблестроителя Константина Петровича Боклевского, как один из немногих теоретиков по гидромеханике, оставшемся в Петрограде, был привлечен к чтению нового курса аэромеханики как основы авиации в Петроградском политехническом институте (в 1920 г. в качестве преподавателя, с 1921 г. в качестве профессора), в 1922 г. он стал профессором поэтому курсу и в Институте инженеров путей сообщения. В последнем он также вел курс гидравлики, а в 1920-1921 гг. возглавил факультет водных сообщений. В 1928-1929 гг. он был деканом факультета воздушных сообщений в институте.

На химическом факультете Военно-технической академии РККА, образовавшейся после слияния Артиллерийской академии и Военно-инженерной академии, читал курс термодинамики. Временно также преподавал отопление и вентиляцию. В 1922-1925 гг. - начальник факультета военных сообщений академии.

Как видно из трудовой биографии С., он совмещал работу сразу в нескольких образовательных и научных учреждениях. Это вызывало недовольство менее деятельных лиц, 28 сентября 1928 года в рязанской газете «Рабочий клич» вышла заметка «Подготовка специалистов должна быть реорганизована», где в качестве примера недопустимого совместительства рассказывалось о работе С. одновременно в Военно-технической академии, Технологическом институте, ЛГУ, Гидрологическом институте и на факультете воздушных сообщений Институте инженеров путей сообщения. Этот текст не остался незамеченным, и Главпрофобр направил по адресу всех мест работы С. требование принять меры по устранению недопустимых форм совместительства службы научных работников вузов. И С. пришлось расстаться с некоторыми учреждениями.

С 1930 г. – профессор аэрогидромеханики и заведующий научно-исследовательским бюро Института гражданского воздушного флота, декан факультета воздушных сообщений; с того же года – заведующий гидравлической лабораторией Института инженеров водного транспорта, и параллельно – профессор Гидротехнического института.

С. принимал участие и в организации научных обществ: Русского физико-химического общества, Русского технического общества, Математического общества, до Первой мировой войны – Союза германских инженеров.

Кроме того, С. руководил работой Ленинградского комитета по холодильному делу, участвовал в жилищно-кооперативных органах – был членом Правления и секретарем, а позже и председателем Ревизионной комиссии, затем – казначеем ЖАКТа, секретарем Объединенного ЖАКТа.

В начале 1930-х он был арестован, но вскоре выпущен за непричастностью к делу.

С 1933 г. – член-корреспондент Академии наук по Отделению математических и естественных наук (гидродинамика). С 1934 г. – заведующий кафедрой вентиляции и отопления Военно-инженерной академии.

Ночью 8 февраля 1938 года пожилой С. был арестован. Он обвинялся как участник контрреволюционной офицерской монархической организацией, занимавшейся шпионской и диверсионной деятельностью. 19 июня 1938 г. Комиссия НКВД и Прокурора СССР приговорила С. к высшей мере наказания. Расстрелян 8 июля 1938 года. В том же году был исключен из Академии наук. Посмертно реабилитирован 14 мая 1956 года, и в 1957 г. восстановлен в Академии наук.

Область научных интересов, значение в науке

С. – военный инженер. Его можно назвать энциклопедистом, технически одаренным человеком с очень широким кругом интересов. С. – специалист в области термо-, гидро-, аэродинамики, теории винтовых и циркуляционных потоков жидкости.  Он стоял у истоков разработки теоретических и практических вопросов, связанных с холодильным делом, занимался вопросами устройства водоснабжения и канализации, оказался в первых рядах теоретиков авиационного дела. Автор более сотни трудов и энергичный педагог, преподававший в основных технических вузах Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Он участвовал в многочисленных научно-практических съездах, привлекался к экспертизе проектов переустройства водоснабжения и устройства канализации различных городов, был членом нескольких научных обществ и членом-корреспондентом АН.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1902МагистерскаяУстановившееся прямолинейное движение газа, далекого от условий сжиженияС. защитил диссертацию на соискание звания экстраординарного профессора по кафедре прикладной механики.
1935Докторскаядоктор технических наук без защиты диссертации (?)

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
19251926Аэро-гидромеханика
1930Аэро-гидромеханика
19301930Гидравлика
19301930Гидравлические двигатели и насосы
19301930Основы теории авиации

Ученики

  • Соков В.С.
  • Степанов Ю.А.

Основные труды

Гидромеханика. СПб., 1904.

Начальный курс высшего математического анализа: Курс ст. кл. Николаев. инж. уч-ща. СПб.: К.Л. Риккер, 1905. 204 с.

Общий метод расчета водопроводных систем. СПб., 1906.

Интегральная диаграмма работ и ее применение к расчету двигателей. СПб.: типо-лит. Шредера, 1910. 28 с.

Натуральные координаты гидродинамики управляемого руслом потока. Л.: Изд. С.-З. промбюро ВСНХ, 1926. 82 с.

Аэродинамика как теоретическая основа. Пг.: Студ. б-ка И.И.П.С., 1923. 579 с.

Основной курс термодинамики. 3-е (1-е печ.) изд. Л.: Воен.-техн. акад. Р.К.К.А., 1925. 271 с.

Абсорпционная холодильная установка: Основы теории и расчет. М.: Транспечать НКПС, 1930 (5-я тип. Транспечати НКПС). 112 с.

Краткий курс гидромеханики и введение в гидравлику. М., 1931.

Теоретическая гидрология. Л., 1933.

Неточности современных теорий сопротивления обтекаемых тел. Л.: тип. ГГИ, 1933. 24 с.

Теоретические основы гидроаэромеханики. М.; Л., 1934. Т. 2.

Архив, личные фонды

СПФ АРАН. Ф.870. Саткевич Александр Александрович (1869-1942), гидромеханик, член-корреспондент АН. 37 ед.хр.

СПФ АРАН. Ф.2. Оп.011. Д.347. Саткевич Александр Александрович, специалист в области гидродинамики и термодинамики, чл.-корр. АН СССР. Дело о выдвижении на звание академика АН СССР.

СПФ АРАН. Ф.155. Оп.002. Д.604. Саткевич А.А. – Сахаров С.И. 133 л.

ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.15. Д.314. Саткевич Александр Александрович. 6 л.

ЦГА СПб. Ф.Р-3025. Оп.1-2. Д.5179. Дело профессора А.А. Саткевича.

ЦГА СПб. Ф.Р-2881. Оп.28. Д.1383. Саткевич Александр Александрович

ЦГА СПб. Ф.Р-7240. Оп.12-1. Д.1210. Саткевич Александр Александрович. Доктор технических наук.

ЦГАИПД СПб. Ф.Р-1728. Оп.1-32. Д.249347. Саткевич Александр Александрович.

ГА РФ. Ф.Р4737. Оп.2. Д.1964. Саткевич Александр Александрович. 9 марта 1934 – 11 декабря 1935.

ГА РФ. Ф.Р9506. Оп.23. Д.5269. Саткевич Александр Александрович. 1935.

Составители и редакторы

В.В. Андреева, Е.А. Ростовцев

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 19141934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук