Амбалов (Æмбалты) Цоцко (Увар) Бицоевич (Васильевич; Бицойы фырт)
1870 — 1937

Амбалов (Æмбалты) Цоцко (Увар) Бицоевич (Васильевич; Бицойы фырт)

(18701937)

Место рождения

село Ардон

Образование

Ардонское духовное училище (1890)

Годы работы в университете

1925 — 1931

Этапы карьеры в университете

    Должность Подразделение Факультет
19251929старший ассистентфакультет языкознания и материальной культуры1925 (анкета, личная карточка) (или 1926 – ВЛ; или 1927 – монография Туаллаговых)
19301931лектор всех факультетовПереведен в ассистенты ИЛИ с 01.09.1931 г. Приказом №81 от 1931 года.

Основные вехи жизни, карьера вне университета

А. родился в небогатой многодетной семье прапорщика милиции и рано остался без отца, поэтому ему было сложно получить образование. А. окончил два курса Ардонской церковно-приходской школы, а затем три курса Александровского духовного училища в селе Ардон, которое он был вынужден покинуть в 1891 году по семейным обстоятельствам. А. дружил с известным осетинским поэтом К.Л. Хетагуровым, помогал ему с редактурой. С 1901 г. помощник учителя в начальной приходской школе с. Тулатово (г. Беслан). Затем А. работал в адвокатской канцелярии во Владикавказе, в первом сельском банке мелкого кредита Терской области в Ольгинском, в банке в Карджине и Кадгароне. С 1900 г. он также работал в Организации потребительской кооперации, от которой в конце 1902 года был направлен на курсы по сельскому хозяйству и кооперации в Париж, где он был слушателем Высшей школы общественных наук (Русская Высшая школа). В конце XIX – начале ХХ века А. принимал участие в редактировании почти всех изданий, вышедших на осетинском языке. В 1905 году, после возвращения из Парижа, пытался устроиться на работу учителем осетинского в Александровскую духовную семинарию, но ему в этом было отказано. В том же году он становится старшиной в Ардоне. А. приветствовал Первую русскую революцию, вел агитацию за политические свободы и стал одним из организаторов и участников съезда учителей 10-16 августа 1905 г., на котором была принята Петиция учителей школ Северной Осетии епископу Владикавказскому о преобразовании церковно-приходских школ. В годы революции за А. устанавливается слежка, 2 февраля 1906 г. в его доме прошел обыск, однако он сам смог избежать ареста. Летом 1906 г. он участвует в создании первой газеты на осетинском языке – «Ирон Газет»; после 9 выпуском газета была закрыта распоряжением Начальника Терской области.

Осенью 1906 г. образуется Осетинское Издательское Общество «Ир», членом которого становится А. В 1906-1908 гг. А. – учитель в первом отделении Ардонской двухклассной церковно-приходской школы. В 1907 г. издает перевод сказок Г.-Х. Андерсена на осетинский язык. В 1911 г. он оставляет учительскую работу и становится председателем Ардонского кредитного товарищества (по 1914 г.). В 1913 г. становится председателем Ардонского общества сельского хозяйства. В 1914 г. А. – письмоводитель Статистического комитета. В 1915-1916 гг. А. учится на кооперативных курсах в Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского. В 1916-1917 гг. инструктор кредитного товарищества, в 1917-1920 гг. — инструктор по кооперации Терского союза мелкого кредитования. Все эти годы А. продолжает активно заниматься переводческой деятельностью, делая доступными произведения русской и зарубежной литературы для осетин.

А. поддержал Февральскую революцию. В начале 1918 года создается Осетинский Национально-Народный Круг «Коста» («Къостайы къорд») для объединения Осетии «вне всяких партийных, сословных, религиозных, классовых и родовых делений», в создании и деятельности которой он принимает участие. Общество занималась в т.ч. собиранием устного народного творчества осетин. Большевики после установления своей власти в Осетии признают эту организацию «контрреволюционной буржуазно-националистической». Весной 1918 г. А. преподавал осетинский язык в Ардонской мужской гимназии (бывш. Александровское духовное училище).

Член Профсоюза Рабпрос с 1917 г.

А. – активный член, а с 1922 г. пожизненный член, Осетинского Историко-филологического общества, созданного в 1918 году, в рамках деятельности которого он собирает полевой фольклорный материал.

В 1923-1926 гг. (с перерывами) А. занимает должность запасного учителя. С 1923 г. он член литературной секции при Осетинском отделе Народного образования. В. 1924 г. А. включен в Терминологическую комиссию при ОБЛОНО для перевода различных терминов на осетинский язык.

В 1925-1932 гг. проживал в Ленинграде, куда был откомандирован Президиумом Северо-Осетинского облисполкома для помощи профессору А.А. Фрейману в подготовке «Осетинско-русско-немецкого словаря» В.Ф. Миллера в Институт Востоковедения в Ленинграде (работал на договорных началах). с 1 апреля 1926 г. должности запасных учителей были упразднены, и А. занимает должность научного сотрудника Осетинского Научно-Исследовательского Института Краеведения (ОНИИК). В 1931 г. ассистент Ленинградского историко-лингвистического института.

В 1932-1933 г. А. – заведующий Областным музеем и Областной библиотеки в Южной Осетии. В 1933 г. А. выходит в отставку и становится пенсионером. В 1930-е гг., по заданию ОБЛОНО, он продолжает участвовать в экспедициях по сбору фольклорных сказаний, а также в археологической и реставрационной экспедиции на месте святилища «Реком» (Е.Г. Пчелиной и И.П.  Щеблыкина).

В 1937 г. А. был репрессирован. Еще с 1936 г. сотрудники НКВД вели наблюдения за А. в рамках агентурного дела «Блок». 8 октября 1937 г. его арестовали, а в его доме прошел обыск. А. обвинили в том, что он стремился к объединению Северной и Южной Осетий в целях облегчения борьбы против большевиков-русских, являлся «членом контрреволюционной буржуазно-националистической шпионско-повстанческой вредительской организации, организованной в 1920 г.» им самим и Л. Газдановым, «вел шпионскую разведывательную работу в пользу фашистской Германии».

7 декабря тройка при НКВД СО АССР приговорила его к высшей мере наказания. 9 декабря 1937 года приговор приведен в исполнение. Есть также версия, что он умер от пыток во время допроса. По некоторым данным был расстрелян в ночь с 31 декабря 1940 на 1 января 1941 года. В 1958 г. реабилитирован.

Область научных интересов, значение в науке

Этнограф, языковед, краевед, фольклорист, осетиновед, педагог, переводчик, просветитель. Собиратель народного творчества осетинского народа. А. не владел специальной методологией исследования фольклора, и поэтому фиксирование им народного эпоса носило несколько вольный характер, по сути представляя художественную переработку услышанных им сюжетов. Однако нельзя недооценивать его вклад в изучение устного творчества осетин: благодаря его активной работе были записаны многие исторические предания и фольклорные произведения, опубликованные им в «Сборнике осетинских народных сказаний». А. также переводил произведения русской (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко и др.) и иностранной литературы на осетинский язык для знакомства с ними жителей Северного Кавказа.

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
19311931Осетинский язык (практические занятия)1 гр. III курс 80 часов Также курсы: Практические занятия осетинского языка – I, II, III курсы – 16 часов в декаду

Ученики

  • Леонид Иванович Лавров

Основные труды

Андерсен Г. X. Булэемэергъ. (Соловей) / [пер. на осет. Ц. Амбалова]. Владикавказ, 1912. 12 с.

Kananajy arhau (Сказки Кананая): radzyrdta jæ beslæny quӕy dzygyto Tebyaty Ӕldaqon (рассказала жительница Беслана Д. Тебиева (Алдакова)) / сост. Ц. Амбалов. Dzӕudžyqӕu (Владикавказ), 1925 // Живой журнал «Старый Владикавказ».

Памятники народного творчества осетин. Вып.3: [Народные сказания] / в записи Ц. Амбалова; предисл., пер. на рус. яз. и примеч. Г.Г. Бекоева. Владикавказ: Осетинский науч.-исслед. ин-т краеведения, 1928.

Iron adӕmy tauyrӕhtӕ, kaddžytӕ ӕmӕ arhӕuttӕ (Легенды, сказания и сказки осетинского народа) / сост. Ц. Амбалов. Dzӕudžyqӕu (Владикавказ), 1930. Ч.IV. // Живой журнал «Старый Владикавказ».

Амбалов Ц. Уацмыстаг (Произведения). Дзагуджыхъэгу (Владикавказ), 1991. 309 с.

Æмбалты Ц. (Амбалов Ц.) Удварны хæзнатæ (Духовные сокровища) / чиныг сарæзта Р. Соттиты. (сост. Р. Сотиева) Дзæуджыхъæу (Владикавказ): Гасситы Викторы номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат (Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева), 2009. 512 с.

Штедер Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году / Сост. Г.И. Цибиров, пер. с нем.яз. Л.М. Иванов, пер на осет. яз. Ц. Амбалов. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2016. 368 с.

Основная биобиблиография

Бекоев Г. Цоцко Амбалов, как собиратель памятников осетинского народного творчества // Памятники народного творчества осетин. Владикавказ, 1928. Вып. 3. С.1-2 // Iriston.com – история и культура Осетии. (29.03.2019)

Дзагурти Г. О Цоцко Амбалове // Iriston.com – история и культура Осетии. (29.03.2019)

Лолаева М.Ю. Роль просветителя Ц. Амбалова в развитии народного образования в Осетии // Теория и практика обучения и воспитания. Владикавказ, 2007. С. 216-220.

Лолаева М.Ю. Переводческая деятельность просветителя и педагога Ц.  Амбалова: дисс. … канд. пед. Наук. Владикавказ, 2010.

Туаллагов А.Д., Туаллагов А.А. Цоцко Бицоевич Амбалов (историко-биографический очерк). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. 263 с.

Составители и редакторы

В.В. Андреева, Е.А. Ростовцев

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 19141934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук