Должность | Подразделение | Факультет | |||
---|---|---|---|---|---|
1931 | 1944 | ассистент | отделение педагогики | ||
1944 | 1947 | заведующий | кафедра педагогики |
Педагогическую деятельность начал с 1916 г. на рабочих вечерних курсах в Петрограде. Затем преподавал в средней школе в Полоцке. С 1919 г. вновь в Петрограде, работал в Военно-инструкторском политическом институте, Военно-морских политических курсах, Областной совпартшколе, Педагогическом техникуме им. Некрасова, Институте высших еврейских знаний. С 1924 вплоть до 1972 г. г. работал в Педагогическом институте им. А.И. Герцена (лаборант кабинета педагогики, профессор с 1944 г.). Также с 1925 по 1939 г. преподавал в Институте научной педагогики и Ленинградском филиале Академии педагогических наук РСФСР с 1945 по 1960 г. Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР с 1947 г.
Специалист в области педагогики. Внес важнейший вклад в устройство советской школы, разрабатывал методологические проблемы педагогики. Ряд работ посвящен истории отечественной педагогики и дидактики. Впервые в отечественной педагогике рассмотрел проблемы сознательности в обучении, самостоятельности учащихся.
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1943 | Докторская | Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX века: Гимназия и учебный процесс в ней |
Факультет преподавания | Название курса | |||
---|---|---|---|---|
1931 | 1947 | Педагогика |
Педагогический практикум. М.; Л., 1927. (В соавторстве с О.Е. Сыркиной).
Основные вопросы советской дидактики, М., 1929 (В соавторстве с М.Н. Алтыковой и О.Е. Сыркиной).
История педагогики, М., 1940 (в соавторстве). Педагогика, М., 1940 (в соавторстве).
К проблеме изучения отечественной педагогики: [Тезисы доклада]. Л., [1944].
Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. Л.; М., 1950. (2-е изд. 1954).
Предмет и метод педагогики (Лекция). Л., 1956.
Процесс обучения и его принципы. Л., 1957. (В соавторстве с Н.Г. Кушковым).
Основные вопросы учебно-воспитательной работы в V кл., т. 1 – 2 / Под ред. Ш.И. Ганелина и др., М., 1958.
Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V - VII классах, под ред. Ш.И. Ганелина и др., М., 1961.
Дидактический принцип сознательности, М., 1961.
Шкорина Н.Л. Дидактическая система в педагогическом наследии Ш.И. Ганелина. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. наук. СПб., 2008. Шкорина Н.Л., Кириллова Г.Д. Педагогическое наследие Шолома Израилевича Ганелина и его дидактическая система. СПб., 2009. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Кафедра педагогики: прошлое, настоящее и будущее // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 10. С. 13-21. Ганелин Р.Ш. Воспоминания о моем отце Ш. И. Ганелине // Деятели русской науки XIX–ХХ вв. СПб., 2000. Вып. 2. С. 247–260; Ганелин Р.Ш. Со слов старых герценовцев... // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. №10. С. 58-61. Лихолетова И.В. Золотые имена Герценовского университета // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 71-76. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 стлб. URL: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000469/index.shtml (Дата обращения 25.06.2017). Ганелин Р.Ш. Воспоминания о моем отце — Ш.И. Ганелине // Ганелин Р.Ш. Советские историки: о чем они говорили между собой. Страницы воспоминаний о 1940-х-1970-х годах. СПб., 2004. С. 202-214.
ЦГИА СПб. Фонд 14. Опись 3. Дело 67946. Личное дело Ганелина Шолома-Шахна Алтеровича Израилевича, 1915. ЦГАИПД СПб. Фонд Р-4472. Опись 4. Дело 512. Ганелин Шолом Израилевич, 1923 г.
И.В.Сидорчук, Е.А. Ростовцев
Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.