Бирюкова Марина Валерьевна
род. 1966

Бирюкова Марина Валерьевна

(род. 1966)

Место рождения

Ленинград

Образование

Ленинградский государственный университет, исторический факультет (1991)

Учителя

Годы работы в университете

с 2007

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
20082009ассистенткафедра музейного дела и охраны памятников Философский
20092014Старший преподаватель, доценткафедра музейного дела и охраны памятниковФилософский
2014наст. вр.доценткафедра музейного дела и охраны памятниковИнститут философии

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Во время обучения на вечернем отделении исторического факультета СПбГУ поступила на работу в Государственный Эрмитаж, сначала в качестве библиографа Центральной библиотеки, затем в должности младшего научного сотрудника Отдела внешних связей. Работала корреспондентом и арт-критиком в петербургских изданиях «Новый мир искусства», «Час Пик», «The St. Petersburg Times» и др. С 2006 г. работала в должности старшего преподавателя, а затем в должности доцента кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. В 2008 году закончила аспирантуру Российского института истории искусства, сектор истории и теории искусства и архитектуры. Защитила кандидатскую диссертацию по специальности 17.00.09, история и теория искусства. Состоит членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Регулярно участвует в ежегодных выставках публикаций Союза художников от секции искусствоведения.

Область научных интересов, значение в науке

Философия музея, эстетика, феноменология культуры, история выставочной деятельности, история крупнейших европейских выставочных институций и проекты кураторов, музеи современного искусства, история аукционной практики, современное зарубежное и отечественное искусство, проблемы сохранения материального и цифрового культурного наследия. Автор диссертации и ряда работ, посвященных пока еще недостаточно разработанной в отечественной историографии теме крупнейших выставочных институций, в частности, Кассельской Документы, Венецианской Биеннале, Манифесты, а также истории кураторских проектов ХХ века в контексте философии культуры.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
2008КандидатскаяПроблема куратора как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов. Харальд Зееман и Кассельская Документа5По искусствоведению
2018ДокторскаяЭволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
20072009ФилософскийИстория зарубежного искусства
20072010ФилософскийИстория русского искусства
20082010ФилософскийТеория искусства
20092014ФилософскийНегосударственные музеи и вопросы коллекционирования
20092015ФилософскийИстория декоративно-прикладного искусства
20102014ФилософскийКрупнейшие музеи России
20102014ФилософскийТеория и методология современной выставочной деятельности
20132014ФилософскийИстория фальшивок, подделок и реплик
20132015ФилософскийИстория аукционной практики
20142015Институт философииМузеи современного искусства
20142015Институт философииНаучно-исследовательская деятельность
20142015Институт философииСовременный выставочный процесс и кураторские проекты
2014Институт философииНегосударственные музеи и вопросы коллекционирования
Институт философииИстория зарубежного искусства XVI-XIX веков
Институт философииИстория русского искусства XIX-XX веков,
Институт философииСовременная выставочная деятельность

Основные труды

Выставка современного искусства как авторский проект. Монография. — Санкт-Петербург: СПГУТД, 2013. — 186 стр. Диалектика смерти и бессмертия в выставочных проектах Йозефа Бойса // Вестник СПбГУ. Серия 17. 2015. № 2. С. 66-72. Концепция "Индивидуальных мифологий" Харальда Зеемана: к проблеме анализа современных художественных мифов // Международный журнал исследований культуры, 2013. № 1(10). С. 109-113. Модернистская метафора "музей как гроб" в контексте символики города-музея // Вопросы музеологии, 2012. № 2. С. 18-25. Entartung и de-arting: общее и разное в критике модернизма и послевоенного искусства // Тетради ассоциации за венгерско-российское сотрудничество ассоциации им. Л.Н.Толстого. Будапешт, 2012. с. 195-202. Критерии отбора объектов современного искусства для масштабного выставочного проекта. Кассельская Документа-5 // Философия и культурология в современной экспертной деятельности: коллективная монография.- Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. 250-257 с. Положения эстетики Г.В.Ф.Гегеля как базис для концепции кассельской Документы5 Харальда Зеемана // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2009. T. 2. С. 185-190. "Куратор как художник" и "выставка как произведение искусства" в западной культуре второй половины ХХ в. Харальд Зееман и его выставочные проекты // Общество. Среда. Развитие. 2010. T. 3(16). С. 181-185. Проблемы эстетической оценки произведений современного искусства в контексте гипотетического "музея обсессий" Харальда Зеемана: Параграф 2-1. // Проблемы оценки современного искусства в контексте музея: Коллективная монография. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2010. — 184 стр., с. 3-5, 99-155.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.