Прахов Адриан Викторович
1846 — 1916

Прахов Адриан Викторович

(18461916)

Место рождения

Мстиславль

Место смерти

Ялта

Образование

историко-филологический факультет Петербургского университета (?1867)

Годы работы в университете

  • 1869 — 1887
  • 1897 — 1916

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
18691873ХранительМузей изящных искусств и древностей Историко-филологический
18731884Приват-доцентКафедра теории и истории искусствИсторико-филологический
18841887Экстраординарный профессорКафедра теории и истории искусствИсторико-филологический
18971916Ординарный профессорКафедра теории и истории искусствИсторико-филологическийВ декабре 1898 г. ему присваивается звание заслуженного профессора; а с сентября 1900 г. он выходит из штата, продолжая вести учебные занятия до 1905 г. и числясь профессором историко-филологического факультета вплоть до своей смерти.

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Внеуниверситетская деятельность П. была весьма многообразна и не ограничивалась лишь преподаванием в других учебных заведениях. Вскоре после начала педагогической карьеры в университете начинается его деятельность в качестве художественного критика — в 1875–1878 гг. он редактирует художественный отдел иллюстрированного журнала «Пчела». Параллельно с преподаванием в университете с 1875 по 1887 г. он читает лекции по античному искусству в Императорской Академии художеств (в должности профессора истории изящных искусств). С 1881 г. по приглашению гр. А.С. Уварова П. участвует в работе по оформлению интерьеров Исторического музея в Москве (именно для него историком были выполнены копии мозаик Киевского Софийского собора и Златоверхого Михайловского монастыря для залов №7 и №8, посвященных истории Древней Руси). В дальнейшем на протяжении 1880-х гг. П. неоднократно исследует древнерусские архитектурные Киева и Владимира Волынского, выполняет копии обнаруженных фресок и мозаичной отделки. В 1884 г. он открывает новую грань своего творчества, составляя проект и организовывая работы по отделке новосооруженного Владимирского собора в Киеве (к участию в оформлении им были привлечены такие известные художники, как В. Васнецов, М. Нестеров и др.). В связи с этим в 1887 г. его переводят из Петербурга в Киев, где он начинает преподавать в должности ординарного профессора на кафедре истории изящных искусств Университета св. Владимира (до 1897 г.). По возвращении в Петербург (1897) П. вновь обращается к художественной критике (журнал «Художественные сокровища России»); начинает читать специализированные курсы по истории искусства на Высших женских (Бестужевских) курсах (1900–1907 гг.).

Общественная деятельность

Общественная деятельность П. тесно соприкасалась с его научной и творческой работой. Ведя занятия в университете и Академии художеств, он одновременно принимал активное участие в различных популяризаторских проектах — читал публичные лекции по истории искусства (в Петербурге и Москве), организовывал художественные выставки. Еще в годы первой заграничной командировки (1869–1873) П. был избран в действительные члены Германского археологического института в Риме (в тот момент именовался «Instituto di correspondenza archeologica»). В Италии (где он неоднократно встречался со стажировавшимися там русскими художниками) состоялось также и его знакомство с С.И. Мамонтовым, на основе которого впоследствии вырос знаменитый Абрамцевский кружок, объединивший многих известных русских художников, музыкантов, театральных деятелей и ученых того времени. В 1874 г. П. стал действительным членом Императорского Русского археологического общества. А в начале 1890-х гг. он, находясь под глубоким впечатлением от своих исследовательских поездок по странам Восточного Средиземноморья, выступил одним из инициаторов создания Русского археологического института в Константинополе (РАИК, основан в 1895 г.).

Область научных интересов, значение в науке

Круг исследовательских интересов П. весьма широк. Первоначально главным объектом его изысканий являлась история античного — в первую очередь греческого — искусства, анализу которого он посвятил себя в студенческие годы и в период первой европейской командировки (в Германию, Англию, Францию и Италию). Этот же предмет стал темой большинства лекционных курсов, представленных им в российских учебных заведениях. Однако со временем сфера его исследований постепенно расширялась. С начала 1880-х гг. он обращается к изучению древнерусского искусства, а также художественных памятников Древнего Востока и Византии.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1871МагистерскаяИсследования по истории греческого искусства
1880ДокторскаяКритические наблюдения над формами изящных искусств. Зодчество Древнего Египта

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
18731876Историко-филологическийИстория греческой пластики1873–1874, 1874–1875, 1875–1876
18771884Историко-филологическийИстория греческого искусства1877–1878, 1878–1879, 1879–1880, 1881–1882, 1882–1883, 1883–1884
18851887Историко-филологическийИстория греческого искусства с древнейших времен до Александра Великого1885–1886, 1886–1887
18851887Историко-филологическийПрактические занятия: Изучение классического отела собрания Императорского Эрмитажа, отдела изваяний и ваз1885–1886, 1886–1887
18851901Историко-филологическийПрактические занятия: Изучение собрания слепков Императорской Академии Художеств1885–1886, 1886–1887, 1900–1901
18971897Историко-филологическийВведение в историю классического искусства
18971897Историко-филологическийОбъяснение важнейших памятников греко-римской пластики по слепкам в Императорской Академии художеств
18981898Историко-филологическийКраткий очерк истории греко-римского искусства
18981898Историко-филологическийОбъяснение произведений классической пластики, хранящихся в Императорском Эрмитаже
18981899Историко-филологическийРазбор важнейших свидетельств древних авторов, касающихся истории классического искусства
18981899Историко-филологическийТолкование памятников классической пластики в музее Императорской Академии Художеств и Императорском Эрмитаже
18981900Историко-филологическийТолкование памятников итальянской живописи и пластики времен Возрождения в музее Императорской Академии Художеств и Императорском Эрмитаже 1898–1899, 1899–1900
18991900Историко-филологическийТолкование важнейших литературных и документальных источников по истории классического искусства
19001901Историко-филологическийГреческая художественная мифология по памятникам поэзии и наглядных искусств
19041905Историко-филологическийГреческая мифология по памятникам греческой пластики и живописи
19041905Историко-филологическийТеория изящных искусств

Основные труды

Ахилл Эрмитажа. СПб., 1868. 12 с.
Исследования по истории греческого искусства. 1. Древнейшие памятники пластики из Ксанфа в Ликии (с атласом). 2. О композициях фронтонных групп Эгинского храма Афины. СПб., 1871. [4], 84 с.
Критические наблюдения над формами изящных искусств. Вып. 1 (Зодчество Древнего Египта). СПб., 1880. [4], VIII, 108 с.
Выставка копий с памятников искусства в Киеве X, XI и XII в., исполненных А.В. Праховым. Пб., 1882. VI, 46 с.
Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII века, исполненное в 1881 и 1882 гг. А.В. Праховым, действительным членом Русского археологического общества. СПб., 1883. [2], 13 с.
Лекции по истории искусств, читанные проф. Праховым. Высшие женские курсы. С.П.Б. 1903–1904 г. [СПб.,] [1904]. 16, 139 с.
Альбом исторической выставки предметов искусства, устроенной в 1904 году в С.-Петербурге… в пользу раненых воинов. СПб., [1908]. 323 с.

 

Основная биобиблиография

Литература: Стасов В.В. Русское сочинение об египетской архитектуре // ЖМНП. 1880. №10. С. 402–449; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1896. Т. II. С. 129–138; «А.В. Прахов». Некролог // Зодчий. 1916. 15 мая. №20. С. 195–196; Адриан Викторович Прахов [Некролог] // Отчет о состоянии и деятельности Императорского Петроградского университета за весеннее полугодие 1916 года. Пг., 1916. С. 45–47; Коростовцев М.А., Ходжаш С.И. Адриан Викторович Прахов (1846–1916) // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Вып. III. С. 111–118; Адриан Викторович Прахов // Музей-заповедник «Абрамцево»: очерк-путеводитель / О.И. Арзуманова и др. М., 1984. С. 148–149; Пастон Э. Прахов Адриан Викторович // Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003. С. 412.

Стасов В. В. Вступительная лекция г. Прахова в Университете (по истории искусств) //Стасов В. В. Собрание сочинений: В 4 т.  Т. II.  СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1894.  Стб. 327–230.

 

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 5. Д. 2600 (Студенческое дело); Ф.14. Оп. 1. Д. 6211 (О прошении Прахова на разрешение ему пользоваться книгами библиотеки университетской); Д. 6616 (Об оставлении кандидата Прахова стипендиатом для приготовления к экзамену на степень магистра по теории и истории искусств); Д. 6714 (Об определении кандидата Прахова помощником хранителя музея Древностей и изящных искусств. Тут же об избрании его в доценты); Д. 8371 (О приглашении профессоров Помяловского, Васильевского и доцентов Замысловского и Прахова в особую комиссию для рассмотрения проекта Устава и штатов исторического музея в городе Москве).
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Ф. 23 (Прахов А.В.).
Государственный Русский музей (ГРМ). Ф. 139 (Прахов А.В.).
РГИА. Ф. 733. Оп. 150. Ед. хр. 1031 (О профессорах и приват-доцентах университета св. Владимира).

Составители и редакторы

И.П.Потехина

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (18191917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 19141934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук