Должность | Подразделение | Факультет | |||
---|---|---|---|---|---|
1888 | 1897 | профессор | кафедра теории и истории искусств | Историко-филологический |
В 1866–1869 гг. преподаватель русской словесности во Второй Московской гимназии и Александровском военном училище; доцент кафедры истории искусств Новороссийского университета (1871), профессор Новороссийского университета (1877); основатель Одесской рисовальной школы, ее директор (1884–1888). Член Императорской Археологической комиссии (1873–1891), проводил раскопки на Керченском и Таманском полуостровах, обследовал памятники Синая, Сирии, Палестины, Афона, Македонии, работал в крупнейших музеях Европы, изучал памятники Константинополя, древности русских городов. Профессор на Высших женских Бестужевских) курсах (1890–1891); старший хранитель Отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа (1888–1893); в 1895 г. основал (вместе с Ф. Успенским) Русский археологический институт в Константинополе; ординарный профессор и инспектор АН (1893–1899); член-корреспондент (1892), действительный член (академик) Петербургской Академии наук (1898); действительный член Академии художеств (1893); профессор Софийского (1920–1922) и Пражского (Карлова) (1922–1924) университетов. В последнем вокруг него сложился кружок молодых ученых – историков, археологов, искусствоведов, после его смерти получивший широкую известность под названием Seminarium Kondakovianum, в 1931 преобразованный в Институт им. Н.П.Кондакова.
К. – член едва ли не всех русских исторических и археологических обществ своего времени, в т. ч. и Лондонского Археологического Общества (Society of Antiquaries); член Московского археологического общества (1867); действительный член Русского археологического общества; организовал Комитет попечительства о русской иконописи, управляющий Комитета (1901), участвовал в создании экспозиций икон в Третьяковской галерее (1905) и Русском музее; почетный член Киевской (1907) и Петербургской Духовных академий (1908); один из -учредителей старейшей монархической организации Русского Собрания (1901); присутствовал, как депутат от Академии на Археологических съездах: Тифлисском (1881), Одесском (1884), Ярославском (1887), Московском 2-ом (1890), Виленском (1893), Рижском (1896), Киевском 2-ом (1899), Харьковском (1902), Екатеринославском (1905), Черниговском (1908), Новгородском (1912), и почти на всех состоял председателем отдела церковных древностей; член комиссии по регистрации памятников искусства Галиции при Академии Художеств (1915); член комиссии по вопросу об урегулировании проблемы железнодорожного пути Валдай–Новгород (1916)
более чем 50 дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран; французский орден Почетного легиона (1916)
Ломоносовcкая премия АН (1883)
История византийского, раннехристианского, классического и древнерусского искусства, археология. К. разработал иконографический метод исследования памятников искусства и археологии, анализирующий их типологические особенности, а также культурные, политические и бытовые причины, вызывавшие эти особенности. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. В своих сочинениях К. впервые охарактеризовал важные особенности византийского искусства и обосновал его периодизацию, поставил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока. Ему удалось определить многие, совершенно особенные, специфические черты византийского художественного мира. К. был истинным эрудитом — никто в России и едва ли ни во всей Европе не работал со столь грандиозным количеством памятников и фактов из истории античности, художественной медиевистики, эпохи Возрождения. Произведения искусства были неотделимы для него от особенностей их исторической жизни, а решение любого вопроса не мыслилось без широкого контекста общих путей истории культуры. Ученый сделал принципиально важные шаги как к определению связей, взаимовлияний культур византийского ареала, так и к уяснению их отличительных черт. Именно К. впервые во всей полноте поставил проблему историко-генетического родства искусства Византии — Востока, Византии — Западной Европы. Сам он так определял смысл своих трудов: «Что касается меня, то я всегда был занят исследованием того, как мир античный, греко-римский преобразовался в мир новый, европейский, и стремился показать, как главная роль в этом процессе принадлежала Византии, восточному центру Европы». К. много сделал ученый для становления собственно научного подхода к памятнику, который видел не в его подробном описании, но в характеристике главных черт. Продолжив осмысление ряда установок своего знаменитого учителя, академика Ф.И.Буслаева, К. развил иконографический метод, который соответствовал традиционному, каноническому характеру средневековой художественной культуры. Принципы описания и анализа формы (в том виде, в каком они сложились до рубежа ХIХ и ХХ вв.) уточняли в трудах К. данные, полученные при изучении иконографии. При исследовании произведений прикладного искусства использовался, кроме того, и принцип типологической систематизации, анализ техники производства. Большое значение имела преподавательская деятельность К., у него было много учеников. В апр. 1917 К. уехал из Петрограда в Одессу, затем жил в Ялте, завершая работу над книгой «Русская икона», в сент. 1918 вернулся в Одессу, где читал лекции в университете по истории русской иконописи и сотрудничал в 1919—1920 в газете «Южное слово». В февр. 1920 эмигрировал в Болгарию, читал лекции в Софийском университете по средневековому искусству и культуре Восточной Европы, изучал древности Болгарии. В апр. 1922 переехал в Прагу, в Пражском университете в 1922–1924 прочитал курс «О роли восточноевропейских славянских и кочевых народностей в истории образования общеевропейской культуры», читал также лекции по истории античного быта и культуры и по проблемам орнамента. К. был избран почетным президентом 2-го Конгресса русских ученых за границей, награжден более чем 50 дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1873 | Магистерская | Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства: опыт исторической характеристики | Московский университет |
1876 | Докторская | История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей | Московский университет |
Факультет преподавания | Название курса | |||
---|---|---|---|---|
1888 | 1889 | Историко-филологический | История византийского искусства | |
1888 | 1889 | Историко-филологический | История греческого искусства | |
1888 | 1889 | Историко-филологический | Общий курс. Археология классического искусства | |
1888 | 1889 | Историко-филологический | Спец. курс. История византийского искусства | |
1888 | 1894 | Историко-филологический | Теория и история искусства | |
1889 | 1890 | Историко-филологический | Краткий очерк христианского искусства до эпохи Возрождения включительно | |
1889 | 1890 | Историко-филологический | Чтение и практические занятия по христианской иконографии | |
1890 | 1891 | Историко-филологический | Очерк истории и археологии классического искусства | |
1890 | 1891 | Историко-филологический | Очерк истории и археологии христианского искусства | |
1890 | 1891 | Историко-филологический | Практические занятия по археологии христианского искусства | |
1890 | 1891 | Историко-филологический | Практические занятия по классической археологии | |
1891 | 1892 | Историко-филологический | Практические занятия по истории искусства в Средние века и в эпоху Возрождения | |
1891 | 1892 | Историко-филологический | Эстетическая пропедевтика | |
1892 | 1893 | Историко-филологический | История греческого искусства | |
1892 | 1893 | Историко-филологический | Курс истории древнего искусства | |
1892 | 1893 | Историко-филологический | Эстетический анализ и практические занятия памятниками | |
1892 | 1893 | Историко-филологический | Эстетическое введение в историю искусства |
Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. СПб., 1898.
Византийские эмали. СПб., 1892.
Иконография Богоматери. Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
Русские древности в памятниках искусства. Вып. 1–6. СПб., 1889–1899 (в соавторстве с И.И. Толстым).
Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901 Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909.
Иконография Богоматери. Т. I–II. СПб., 1914–1915 (Репринт: М., 1998).
Русская икона. Т. I–IV. Прага, 1928–1931. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929.
Воспоминания и думы. Прага, 1927 (Переиздание: М., 2002).
Лит.: Автобиография // Профессор Николай Васильевич Покровский, к 35-летию его ученой деятельности. СПб., 1909; Археология, история искусства, византиноведение: Сб. статей, посвящённых памяти Н.П. Кондакова. Прага, 1926.; Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков (1844–1925). М., 1925.; Беляев С.А. Семинарий имени академика Н.П. Кондакова — неотъемлемая часть русской национальной культуры // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 1
Винокурова Н.А. Н.П. Кондаков: жизнь и судьба российского учёного. Автореф. дисс. … канд. ист. Н. М., 2000; Мир Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки / Сост. И.Л. Кызласова. М., 2004.; Н.П. Кондаков. 1844–1925. Личность, научное наследие, архив. СПб., 2001. Проблемы культурной преемственности. Материалы I Международной научной конференции: Кондаковские чтения–I.. Белгород, 2005.; Проблемы культурно-исторических эпох: Материалы II международной научной конференции: Кондаковские чтения-II.- Белгород, 2008; Тункина И. В. Б. В. Варнеке: Материалы для биографии Н.П. Кондакова / Публ., предисл., коммент. И.В. Тункиной // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб.: Athenaeum-Феникс, 2002. Вып. 4. С. 72-152.
СПбФ АРАН Ф.115. 9 описей, более 2000 ед.хр.
Литературный архив Музея национальной литературы (Чехия). Ф. Кондаков Н.П. 13 кор.
Д.А.Баринов, Е.А.Ростовцев
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.
Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.
Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917–1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.