Цветкова Наталья Александровна
род. 1973

Цветкова Наталья Александровна

(род. 1973)

Место рождения

Смоленск

Образование

СПбГУ (1996)

Учителя

Годы работы в университете

с 1999

Этапы карьеры в университете

    Должность Подразделение Факультет
19992003АссистентКафедра Американских исследованияМеждународных отношений
20032006Старший преподавательКафедра Американских исследованияМеждународных отношений
2006по настоящее времяДоцентКафедра Американских исследованияМеждународных отношений

Основные вехи жизни, карьера вне университета

2005-2011 гг. – Ц. занималась исследовательской работой в Университете в Гронингене (Нидерланды)

Награды

Почетная грамота министерства образования, 2014 г.

Область научных интересов, значение в науке

Ц. занимается вопросами публичной дипломатии США, образовательной политики США в мире, а также изучением таких концепций как «культурный империализм» и «американизация». Тема об образовании как инструменте внешней политики стала предметом кандидатской диссертации, статей и первой монографии Ц. Начиная с 1930-х гг. США превратились в лидирующую державу по масштабам финансирования и распространения в мире правительственных образовательных программ в целях формирования лояльной элиты в зарубежных странах. Ц. продемонстрировала на многочисленных примерах как аполитичные программы обменов в области образования использовались правительством США в качестве продвижения внешнеполитических интересов США (Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб: издательство СПбГУ, 2007). Многие работы Ц. посвящены идеологическому противостоянию СССР и США в период «холодной войны». Используя архивные документы американского государственного архива США (National Archive Records Administration), а также документы Российского архива новейшей истории России, Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории, Ц. занимается реконструкций так называемой идеологической холодной войны, известной в научных европейских и американских научных кругах как cultural cold war. Университеты, профессура и студенты как инструменты американизации или советизации зарубежных стран стали ее основным предметом исследования. Наиболее значимым результатом научных изысканий является монография, изданная и переизданная на английском языке в 2011 и 2013 гг. (Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013). В этой монографии, как и в других публикациях на русском и английском языках, Ц. показывает, как политика американизации/советизации потерпела поражение в университетах двух Германий в период “холодной войны” в силу сопротивления немецкой профессуры и студентов. Данный пример позволил автору сделать более обобщенный вывод о том, что политика переноса моделей университетского образования из одного государства в другое невозможна (Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014). Такой же вывод был получен и ходе другого исследования о политике США и СССР в Кабульском университете (Афганистан) в период «холодной войны». Ц. пришла к выводу, что реформы структуры, административного аппарата или внедрение новых дисциплин в университете невозможно осуществить без учета местных традиций, религиозной или идеологической ориентации преподавателей и студентов. Но ни США, ни СССР не учитывали такие факторы как религия и национальные традиции, которые влияли на поведение профессуры и студентов. В итоге, сверхдержавы не смогли «вылепить» из Кабульского университета проамериканское или просоветское высшее учебное заведение (Политика США и СССР в Кабульском университете в период «холодной войны» // США и Канада: экономика, политика, культура, № 6, 2014 г.). Современные аспекты публичной дипломатии США наиболее ярко раскрыты в статьях, посвящённых таким вопросам как влияние программ публичной дипломатии США на процессы «Арабской весны», роль программ Агентства международного развития в развитии демократии в России, Украине и Грузии в 1990-е–2000-е гг., попытки правительства США оказывать влияние на население Ирана, Афганистана и Пакистана при помощи особых программ пропаганды (см. Раздел «Основные труды»). Наконец «цифровая дипломатия» или «Интернет-дипломатии» также являются сферой научных интересов Ц. Как правительство США оказывает влияние на зарубежную целевую аудиторию при помощи социальных сетей, какие существуют стратегии и правительственные ведомства, втянутые в данную сферу, – основные вопросы, на которые Ц. дает ответы в своих статьях (см., например, Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3, 2011 г.)

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1999КандидатскаяФедеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США, 1936-1999
2011ДокторскаяTransforming German Universities during the Cold War: The failure of American and Soviet Cultural ImperialismPhD

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
20002001ИсторическийИстория США
20002005Международных отношений Международная образовательная политика США
20002008Международных отношенийСовременные тенденции развития США
2003Международных отношенийDiplomacy (на английском языке)
2006Международных отношенийCold War: New Documents, Interpretations, and Concepts (на английском языке)
2006Международных отношенийПроцесс принятия внешнеполитических решений США
2011Международных отношенийU.S. Public Diplomacy/ Публичная дипломатия США (на английском и на русском языке)

Ученики

  • И.А.Антонова
  • И.Т.Стадник

Основные труды

Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014, pp. 161-185

Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013

International Education During the Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review, vol. 52, no. 2, 2008, pp. 199-217

Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 11 (527). С. 087-097.

Информационная война талибов: Вашингтон в обороне, Часть 1 и 2 // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 10-16 и 2013. № 2. С. 23-26

Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10 (514). С. 037-046.

Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3. 2011. С. 109-122

Иран в публичной дипломатии США // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3 (656). С. 29-34.

Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45-57.

Образовательная политика США в странах Ближнего Востока: история и современность // Вопросы Образования, № 4, 2009. стр. 272-290.

Основная биобиблиография

Цветкова Наталья Александровна // Преподаватели факультета международных отношений СПбГУ. Сборник биобиблиографических данных. СПб: издательство СПбГУ, 2010

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.