Должность | Подразделение | Факультет | |||
---|---|---|---|---|---|
1999 | 2003 | Ассистент | Кафедра Американских исследования | Международных отношений | |
2003 | 2006 | Старший преподаватель | Кафедра Американских исследования | Международных отношений | |
2006 | по настоящее время | Доцент | Кафедра Американских исследования | Международных отношений |
2005-2011 гг. – Ц. занималась исследовательской работой в Университете в Гронингене (Нидерланды)
Почетная грамота министерства образования, 2014 г.
Ц. занимается вопросами публичной дипломатии США, образовательной политики США в мире, а также изучением таких концепций как «культурный империализм» и «американизация». Тема об образовании как инструменте внешней политики стала предметом кандидатской диссертации, статей и первой монографии Ц. Начиная с 1930-х гг. США превратились в лидирующую державу по масштабам финансирования и распространения в мире правительственных образовательных программ в целях формирования лояльной элиты в зарубежных странах. Ц. продемонстрировала на многочисленных примерах как аполитичные программы обменов в области образования использовались правительством США в качестве продвижения внешнеполитических интересов США (Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб: издательство СПбГУ, 2007). Многие работы Ц. посвящены идеологическому противостоянию СССР и США в период «холодной войны». Используя архивные документы американского государственного архива США (National Archive Records Administration), а также документы Российского архива новейшей истории России, Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории, Ц. занимается реконструкций так называемой идеологической холодной войны, известной в научных европейских и американских научных кругах как cultural cold war. Университеты, профессура и студенты как инструменты американизации или советизации зарубежных стран стали ее основным предметом исследования. Наиболее значимым результатом научных изысканий является монография, изданная и переизданная на английском языке в 2011 и 2013 гг. (Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013). В этой монографии, как и в других публикациях на русском и английском языках, Ц. показывает, как политика американизации/советизации потерпела поражение в университетах двух Германий в период “холодной войны” в силу сопротивления немецкой профессуры и студентов. Данный пример позволил автору сделать более обобщенный вывод о том, что политика переноса моделей университетского образования из одного государства в другое невозможна (Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014). Такой же вывод был получен и ходе другого исследования о политике США и СССР в Кабульском университете (Афганистан) в период «холодной войны». Ц. пришла к выводу, что реформы структуры, административного аппарата или внедрение новых дисциплин в университете невозможно осуществить без учета местных традиций, религиозной или идеологической ориентации преподавателей и студентов. Но ни США, ни СССР не учитывали такие факторы как религия и национальные традиции, которые влияли на поведение профессуры и студентов. В итоге, сверхдержавы не смогли «вылепить» из Кабульского университета проамериканское или просоветское высшее учебное заведение (Политика США и СССР в Кабульском университете в период «холодной войны» // США и Канада: экономика, политика, культура, № 6, 2014 г.). Современные аспекты публичной дипломатии США наиболее ярко раскрыты в статьях, посвящённых таким вопросам как влияние программ публичной дипломатии США на процессы «Арабской весны», роль программ Агентства международного развития в развитии демократии в России, Украине и Грузии в 1990-е–2000-е гг., попытки правительства США оказывать влияние на население Ирана, Афганистана и Пакистана при помощи особых программ пропаганды (см. Раздел «Основные труды»). Наконец «цифровая дипломатия» или «Интернет-дипломатии» также являются сферой научных интересов Ц. Как правительство США оказывает влияние на зарубежную целевую аудиторию при помощи социальных сетей, какие существуют стратегии и правительственные ведомства, втянутые в данную сферу, – основные вопросы, на которые Ц. дает ответы в своих статьях (см., например, Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3, 2011 г.)
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1999 | Кандидатская | Федеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США, 1936-1999 | |
2011 | Докторская | Transforming German Universities during the Cold War: The failure of American and Soviet Cultural Imperialism | PhD |
Факультет преподавания | Наименование курса | |||
---|---|---|---|---|
2000 | 2001 | Исторический | История США | |
2000 | 2005 | Международных отношений | Международная образовательная политика США | |
2000 | 2008 | Международных отношений | Современные тенденции развития США | |
2003 | Международных отношений | Diplomacy (на английском языке) | ||
2006 | Международных отношений | Cold War: New Documents, Interpretations, and Concepts (на английском языке) | ||
2006 | Международных отношений | Процесс принятия внешнеполитических решений США | ||
2011 | Международных отношений | U.S. Public Diplomacy/ Публичная дипломатия США (на английском и на русском языке) |
Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014, pp. 161-185
Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013
International Education During the Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review, vol. 52, no. 2, 2008, pp. 199-217
Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 11 (527). С. 087-097.
Информационная война талибов: Вашингтон в обороне, Часть 1 и 2 // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 10-16 и 2013. № 2. С. 23-26
Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10 (514). С. 037-046.
Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3. 2011. С. 109-122
Иран в публичной дипломатии США // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3 (656). С. 29-34.
Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45-57.
Образовательная политика США в странах Ближнего Востока: история и современность // Вопросы Образования, № 4, 2009. стр. 272-290.
Цветкова Наталья Александровна // Преподаватели факультета международных отношений СПбГУ. Сборник биобиблиографических данных. СПб: издательство СПбГУ, 2010
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.