Цветкова Наталья Александровна
род. 1973

Цветкова Наталья Александровна

(род. 1973)

Место рождения

Смоленск

Образование

СПбГУ (1996)

Учителя

Годы работы в университете

1999 — 2024

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
19992003АссистентКафедра американских исследованийМеждународных отношений
20032006Старший преподавательКафедра американских исследованийМеждународных отношений
20060ДоцентКафедра американских исследованийМеждународных отношений
2011руководительПрограмма «International Relations»Международных отношений
2016профессорКафедра американских исследованийМеждународных отношенийзаведующий кафедрой
20162024профессорКафедра американских исследованийМеждународных отношений
2018руководительПрограмма «исследования тихоокеанского региона»Международных отношений
20182024заведующий кафедройКафедра американских исследованийМеждународных отношений
20222024главный редакторЖурнал «Вестник СПбГУ. МО»

Основные вехи жизни, карьера вне университета

2005-2011 гг. – Ц. занималась исследовательской работой в Университете в Гронингене (Нидерланды), 2011–2022 гг. – формирование научной школы по изучению публичной дипломатии США и цифровым международным отношениям.

С 2025 г. – и.о. директора Института Соединенных Штатов Америки в Канады Российской академии наук» (ИСКРАН).

Награды

Почетная грамота министерства образования, 2014 г.

Область научных интересов, значение в науке

Ц. занимается вопросами публичной дипломатии США, цифровой дипломатией США, а также изучением таких концепций как цифровые международные отношения, «культурный империализм» и «американизация». Тема о публичной дипломатии США как инструменте внешней политики стала предметом кандидатской диссертации, статей и первой монографии Ц. Начиная с 1930-х гг. США превратились в лидирующую державу по масштабам финансирования и распространения в мире правительственных образовательных программ в целях формирования лояльной элиты в зарубежных странах. Ц. продемонстрировала на многочисленных примерах как аполитичные программы обменов в области образования использовались правительством США в качестве продвижения внешнеполитических интересов США (Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб: издательство СПбГУ, 2007). Многие работы Ц. посвящены идеологическому противостоянию СССР и США в период «холодной войны». Используя архивные документы американского государственного архива США (National Archive Records Administration), а также документы Российского архива новейшей истории России, Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории, Ц. занимается реконструкций так называемой идеологической холодной войны, известной в научных европейских и американских научных кругах как cultural cold war. Университеты, профессура и студенты как инструменты американизации или советизации зарубежных стран стали ее основным предметом исследования. Наиболее значимым результатом научных изысканий является монография, изданная и переизданная на английском языке в 2011 и 2013 гг. (Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013). В этой монографии, как и в других публикациях на русском и английском языках, Ц. показывает, как политика американизации/советизации потерпела поражение в университетах двух Германий в период “холодной войны” в силу сопротивления немецкой профессуры и студентов. Данный пример позволил автору сделать более обобщенный вывод о том, что политика переноса моделей университетского образования из одного государства в другое невозможна (Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014). Такой же вывод был получен и ходе другого исследования о политике США и СССР в Кабульском университете (Афганистан) в период «холодной войны». Ц. пришла к выводу, что реформы структуры, административного аппарата или внедрение новых дисциплин в университете невозможно осуществить без учета местных традиций, религиозной или идеологической ориентации преподавателей и студентов. Но ни США, ни СССР не учитывали такие факторы как религия и национальные традиции, которые влияли на поведение профессуры и студентов. В итоге, сверхдержавы не смогли «вылепить» из Кабульского университета проамериканское или просоветское высшее учебное заведение (Политика США и СССР в Кабульском университете в период «холодной войны» // США и Канада: экономика, политика, культура, № 6, 2014 г.). Современные аспекты публичной дипломатии США наиболее ярко раскрыты в статьях, посвящённых таким вопросам как влияние программ публичной дипломатии США на процессы «Арабской весны», роль программ Агентства международного развития в развитии демократии в России, Украине и Грузии в 1990-е–2000-е гг., попытки правительства США оказывать влияние на население Ирана, Афганистана и Пакистана при помощи особых программ пропаганды (см. Раздел «Основные труды»). Наконец «цифровая дипломатия» или «Интернет-дипломатии» также являются сферой научных интересов Ц. Как правительство США оказывает влияние на зарубежную целевую аудиторию при помощи социальных сетей, какие существуют стратегии и правительственные ведомства, втянутые в данную сферу, – основные вопросы, на которые Ц. дает ответы в своих статьях (см., например, Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3, 2011 г.). Новой монографией выступает Tsvetkova N. The Cold War in Universities U.S. and Soviet Cultural Diplomacy, 1945–1990. Leiden, N.Y.: Brill, 2021, которая была включена в список важнейших научных достижений СПбГУ.

Новым научным направлением в работе Ц. является изучение влияния цифровых технологий на мировую политику. Ц. сформировала научную школу по данному направлению, включения комплекс публикаций (Tsvetkova N., Sytnik A., Grishanina T. Digital International Relations: Uncertainty, Fragmentation, and Political Framing // The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies. Lagutina M., Tsvetkova N., Sergunin A. (Eds.). N.Y., L.: Routledge, 2023. P. 381–395; Цветкова, Н. А. Дипломатия данных США: цели, механизм, содержание // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – Т. 51. – № 1. – С. 104-116 и др.), защиту кандидатских диссертаций (А.Н. Сытник «Цифровизация и «большие данные» в международных отношениях: теоретические, методологические и прикладные аспекты») организацию и проведение конференций и круглых столов по данному вопросу (XXX Российско-американский семинар в СПбГУ), а также создание онлайн курсов для всех студентов России и зарубежных стран (Цифровизация в международных отношениях; Digitalization in International Relations) и для студентов факультета международных отношений (Публичная дипломатия и дипломатия данных).

В рамках проведения межкафедральных, внутриуниверситетских, региональных и международных научных взаимодействий на посту заведующего кафедрой американских исследований Ц. Выступает в качестве руководителя и организатора международной конференции по американистике (см., например, Американские исследования в Санкт-Петербургском государственном университете : Сборник докладов XXX Российско-американского семинара, Санкт-Петербург, 17–19 мая 2021 года. Под редакцией Н.А. Цветковой и др. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2022. – 358 с.; Цветкова Н. А. История и академическая деятельность кафедры американских исследований в Санкт-Петербургском государственном университете (к 25-летию кафедры) // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – Т. 51. – № 3. – С. 123-126; ), а также редактором двух значимых книг: Lagutina M., Tsvetkova N., & Sergunin A.The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies (1st ed.). Routledge. (Eds.), N.Y., L.: Routledge, 2023 и Russia and the World: Understanding International Relations. Tsvetkova. N. (Ed.), Lanham, N.Y., L.: Roman & Littlefield, 2017.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1999Кандидатская«Федеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США, 1936-1999»
2011Другое«Transforming German Universities during the Cold War: The failure of American and Soviet Cultural Imperialism»PhD
2015Докторская«Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире: 1914-2014 гг.»

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
20002001ИсторическийИстория США
20002005Международных отношений Международная образовательная политика США
20002008Международных отношенийСовременные тенденции развития США
2003Международных отношенийDiplomacy (на английском языке)
2006Международных отношенийCold War: New Documents, Interpretations, and Concepts (на английском языке)
2006Международных отношенийПроцесс принятия внешнеполитических решений США
2011Международных отношенийU.S. Public Diplomacy/ Публичная дипломатия США (на английском и на русском языке)
2020Международных отношенийDigitalization in International Relations (онлайн курс)
2020Международных отношенийПубличная дипломатия США (онлайн курс)
2020Международных отношенийЦифровизация международных отношений (онлайн курс)
Международных отношенийВнешнеполитическая стратегия и процесс принятия внешнеполитических решений в Соединённых Штатах Америки и Канаде
Международных отношенийКоллоквиум по литературе
Международных отношенийПубличная дипломатия и дипломатия данных
2022Международных отношенийПубличная дипломатия и дипломатия данных
2023Международных отношенийВнешняя политика США в цифровую эпоху

Ученики

  • Антонова И.А.
  • Стадник И.Т.
  • Сытник А.Н.
  • Шур Е.А.

Основные труды

The Cold War in Universities U.S. and Soviet Cultural Diplomacy, 1945–1990. Leiden, N.Y.: Brill, 2021

The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies (1st ed.). Routledge. (Eds.), N.Y., L.: Routledge, 2023

Russia and the World: Understanding International Relations. Tsvetkova. N. (Ed.), Lanham, N.Y., L.: Roman & Littlefield, 2017.

Tsvetkova N., Sytnik A., Grishanina T. Digital International Relations: Uncertainty, Fragmentation, and Political Framing // The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies. Lagutina M., Tsvetkova N., Sergunin A. (Eds.). N.Y., L.: Routledge, 2023. P. 381–395;

Цветкова Н.А. Дипломатия данных США: цели, механизм, содержание // США и Канада: экономика, политика, культура. 2021. Т. 51. № 1. С. 104-116

Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014, pp. 161-185

Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013

International Education During the Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review, vol. 52, no. 2, 2008, pp. 199-217

Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 11 (527). С. 087-097.

Информационная война талибов: Вашингтон в обороне, Часть 1 и 2 // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 10-16 и 2013. № 2. С. 23-26

Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10 (514). С. 037-046.

Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3. 2011. С. 109-122

Иран в публичной дипломатии США // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3 (656). С. 29-34.

Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45-57.

Образовательная политика США в странах Ближнего Востока: история и современность // Вопросы Образования. 2009. № 4. С. 272-290.

Основная биобиблиография

Цветкова Наталья Александровна // Преподаватели факультета международных отношений СПбГУ. Сборник биобиблиографических данных. СПб: издательство СПбГУ, 2010

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.