Должность | Подразделение | Факультет | |||
---|---|---|---|---|---|
1999 | 2003 | Ассистент | Кафедра американских исследований | Международных отношений | |
2003 | 2006 | Старший преподаватель | Кафедра американских исследований | Международных отношений | |
2006 | 0 | Доцент | Кафедра американских исследований | Международных отношений | |
2011 | руководитель | Программа «International Relations» | Международных отношений | ||
2016 | профессор | Кафедра американских исследований | Международных отношений | заведующий кафедрой | |
2016 | 2024 | профессор | Кафедра американских исследований | Международных отношений | |
2018 | руководитель | Программа «исследования тихоокеанского региона» | Международных отношений | ||
2018 | 2024 | заведующий кафедрой | Кафедра американских исследований | Международных отношений | |
2022 | 2024 | главный редактор | Журнал «Вестник СПбГУ. МО» |
2005-2011 гг. – Ц. занималась исследовательской работой в Университете в Гронингене (Нидерланды), 2011–2022 гг. – формирование научной школы по изучению публичной дипломатии США и цифровым международным отношениям.
С 2025 г. – и.о. директора Института Соединенных Штатов Америки в Канады Российской академии наук» (ИСКРАН).
Почетная грамота министерства образования, 2014 г.
Ц. занимается вопросами публичной дипломатии США, цифровой дипломатией США, а также изучением таких концепций как цифровые международные отношения, «культурный империализм» и «американизация». Тема о публичной дипломатии США как инструменте внешней политики стала предметом кандидатской диссертации, статей и первой монографии Ц. Начиная с 1930-х гг. США превратились в лидирующую державу по масштабам финансирования и распространения в мире правительственных образовательных программ в целях формирования лояльной элиты в зарубежных странах. Ц. продемонстрировала на многочисленных примерах как аполитичные программы обменов в области образования использовались правительством США в качестве продвижения внешнеполитических интересов США (Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб: издательство СПбГУ, 2007). Многие работы Ц. посвящены идеологическому противостоянию СССР и США в период «холодной войны». Используя архивные документы американского государственного архива США (National Archive Records Administration), а также документы Российского архива новейшей истории России, Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории, Ц. занимается реконструкций так называемой идеологической холодной войны, известной в научных европейских и американских научных кругах как cultural cold war. Университеты, профессура и студенты как инструменты американизации или советизации зарубежных стран стали ее основным предметом исследования. Наиболее значимым результатом научных изысканий является монография, изданная и переизданная на английском языке в 2011 и 2013 гг. (Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013). В этой монографии, как и в других публикациях на русском и английском языках, Ц. показывает, как политика американизации/советизации потерпела поражение в университетах двух Германий в период “холодной войны” в силу сопротивления немецкой профессуры и студентов. Данный пример позволил автору сделать более обобщенный вывод о том, что политика переноса моделей университетского образования из одного государства в другое невозможна (Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014). Такой же вывод был получен и ходе другого исследования о политике США и СССР в Кабульском университете (Афганистан) в период «холодной войны». Ц. пришла к выводу, что реформы структуры, административного аппарата или внедрение новых дисциплин в университете невозможно осуществить без учета местных традиций, религиозной или идеологической ориентации преподавателей и студентов. Но ни США, ни СССР не учитывали такие факторы как религия и национальные традиции, которые влияли на поведение профессуры и студентов. В итоге, сверхдержавы не смогли «вылепить» из Кабульского университета проамериканское или просоветское высшее учебное заведение (Политика США и СССР в Кабульском университете в период «холодной войны» // США и Канада: экономика, политика, культура, № 6, 2014 г.). Современные аспекты публичной дипломатии США наиболее ярко раскрыты в статьях, посвящённых таким вопросам как влияние программ публичной дипломатии США на процессы «Арабской весны», роль программ Агентства международного развития в развитии демократии в России, Украине и Грузии в 1990-е–2000-е гг., попытки правительства США оказывать влияние на население Ирана, Афганистана и Пакистана при помощи особых программ пропаганды (см. Раздел «Основные труды»). Наконец «цифровая дипломатия» или «Интернет-дипломатии» также являются сферой научных интересов Ц. Как правительство США оказывает влияние на зарубежную целевую аудиторию при помощи социальных сетей, какие существуют стратегии и правительственные ведомства, втянутые в данную сферу, – основные вопросы, на которые Ц. дает ответы в своих статьях (см., например, Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3, 2011 г.). Новой монографией выступает Tsvetkova N. The Cold War in Universities U.S. and Soviet Cultural Diplomacy, 1945–1990. Leiden, N.Y.: Brill, 2021, которая была включена в список важнейших научных достижений СПбГУ.
Новым научным направлением в работе Ц. является изучение влияния цифровых технологий на мировую политику. Ц. сформировала научную школу по данному направлению, включения комплекс публикаций (Tsvetkova N., Sytnik A., Grishanina T. Digital International Relations: Uncertainty, Fragmentation, and Political Framing // The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies. Lagutina M., Tsvetkova N., Sergunin A. (Eds.). N.Y., L.: Routledge, 2023. P. 381–395; Цветкова, Н. А. Дипломатия данных США: цели, механизм, содержание // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – Т. 51. – № 1. – С. 104-116 и др.), защиту кандидатских диссертаций (А.Н. Сытник «Цифровизация и «большие данные» в международных отношениях: теоретические, методологические и прикладные аспекты») организацию и проведение конференций и круглых столов по данному вопросу (XXX Российско-американский семинар в СПбГУ), а также создание онлайн курсов для всех студентов России и зарубежных стран (Цифровизация в международных отношениях; Digitalization in International Relations) и для студентов факультета международных отношений (Публичная дипломатия и дипломатия данных).
В рамках проведения межкафедральных, внутриуниверситетских, региональных и международных научных взаимодействий на посту заведующего кафедрой американских исследований Ц. Выступает в качестве руководителя и организатора международной конференции по американистике (см., например, Американские исследования в Санкт-Петербургском государственном университете : Сборник докладов XXX Российско-американского семинара, Санкт-Петербург, 17–19 мая 2021 года. Под редакцией Н.А. Цветковой и др. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2022. – 358 с.; Цветкова Н. А. История и академическая деятельность кафедры американских исследований в Санкт-Петербургском государственном университете (к 25-летию кафедры) // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – Т. 51. – № 3. – С. 123-126; ), а также редактором двух значимых книг: Lagutina M., Tsvetkova N., & Sergunin A.The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies (1st ed.). Routledge. (Eds.), N.Y., L.: Routledge, 2023 и Russia and the World: Understanding International Relations. Tsvetkova. N. (Ed.), Lanham, N.Y., L.: Roman & Littlefield, 2017.
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1999 | Кандидатская | «Федеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США, 1936-1999» | |
2011 | Другое | «Transforming German Universities during the Cold War: The failure of American and Soviet Cultural Imperialism» | PhD |
2015 | Докторская | «Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире: 1914-2014 гг.» |
Факультет преподавания | Название курса | |||
---|---|---|---|---|
2000 | 2001 | Исторический | История США | |
2000 | 2005 | Международных отношений | Международная образовательная политика США | |
2000 | 2008 | Международных отношений | Современные тенденции развития США | |
2003 | Международных отношений | Diplomacy (на английском языке) | ||
2006 | Международных отношений | Cold War: New Documents, Interpretations, and Concepts (на английском языке) | ||
2006 | Международных отношений | Процесс принятия внешнеполитических решений США | ||
2011 | Международных отношений | U.S. Public Diplomacy/ Публичная дипломатия США (на английском и на русском языке) | ||
2020 | Международных отношений | Digitalization in International Relations (онлайн курс) | ||
2020 | Международных отношений | Публичная дипломатия США (онлайн курс) | ||
2020 | Международных отношений | Цифровизация международных отношений (онлайн курс) | ||
Международных отношений | Внешнеполитическая стратегия и процесс принятия внешнеполитических решений в Соединённых Штатах Америки и Канаде | |||
Международных отношений | Коллоквиум по литературе | |||
Международных отношений | Публичная дипломатия и дипломатия данных | |||
2022 | Международных отношений | Публичная дипломатия и дипломатия данных | ||
2023 | Международных отношений | Внешняя политика США в цифровую эпоху |
The Cold War in Universities U.S. and Soviet Cultural Diplomacy, 1945–1990. Leiden, N.Y.: Brill, 2021
The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies (1st ed.). Routledge. (Eds.), N.Y., L.: Routledge, 2023
Russia and the World: Understanding International Relations. Tsvetkova. N. (Ed.), Lanham, N.Y., L.: Roman & Littlefield, 2017.
Tsvetkova N., Sytnik A., Grishanina T. Digital International Relations: Uncertainty, Fragmentation, and Political Framing // The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies. Lagutina M., Tsvetkova N., Sergunin A. (Eds.). N.Y., L.: Routledge, 2023. P. 381–395;
Цветкова Н.А. Дипломатия данных США: цели, механизм, содержание // США и Канада: экономика, политика, культура. 2021. Т. 51. № 1. С. 104-116
Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014, pp. 161-185
Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013
International Education During the Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review, vol. 52, no. 2, 2008, pp. 199-217
Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 11 (527). С. 087-097.
Информационная война талибов: Вашингтон в обороне, Часть 1 и 2 // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 10-16 и 2013. № 2. С. 23-26
Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10 (514). С. 037-046.
Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3. 2011. С. 109-122
Иран в публичной дипломатии США // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3 (656). С. 29-34.
Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45-57.
Образовательная политика США в странах Ближнего Востока: история и современность // Вопросы Образования. 2009. № 4. С. 272-290.
Цветкова Наталья Александровна // Преподаватели факультета международных отношений СПбГУ. Сборник биобиблиографических данных. СПб: издательство СПбГУ, 2010
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.