Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1899 | 1901 | Писец | Эрмитаж | Отделение древностей | ||
1901 | 1906 | кандидат на классную должность | Эрмитаж | Картинная галерея | ||
1906 | 1930 | Хранитель, заведующий | Эрмитаж | Картинная галерея | ||
1913 | 1930 | Преподаватель | Институт истории искусств | |||
1918 | 1919 | профессор | Петроградский университет | Историко-филологический | ||
1919 | 1925 | профессор | Петроградский университет | ФОН | ||
1925 | 1929 | профессор | Ленинградский университет | Ямфак | ||
1926 | 1929 | профессор | Академия художеств (Высший художественно-технический институт) | |||
1929 | 1930 | профессор | Ленинградский университет | Историко-лингвистический | ||
1930 | 1931 | Профессор | Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики |
Рано осиротев в 1879 г. воспитывался в семье деда Якова Яковлевича фон Шмидта, лейб-акушера царской фамилии, директора родовспомогательного учреждения Санкт-Петербурга, действительного тайного советника. Еще учась в старших классах гимназии при церкви св.Анны, увлекся историей искусства, много путешествовал по Европе, успешно изучая языки и знакомясь с художественными галереями и музеями. Обладая блестящей памятью, как истинный европеец, он владел всеми европейскими языками. С 1895 г. студент историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1896 г. продолжил обучение в Лейпцигском университете, где прошел серьезную искусствоведческую школу: под руководством Шмарзова изучал историю искусств нового времени, Студнички – классическую археологию, Штейндорфа – историю искусств древнего Востока. В 1898 г. получил степень доктора философии после защиты диссертации. В 1899 г. принят Императорский Эрмитаж на должность писца при Отделении древностей. Занимался составлением систематического каталога библиотеки. С 1901 г. перешел в Отделение картин, гравюр и рисунков. С 1904 г. определен кандидатом на классную должность. С 1906 г. – хранитель Отделения картин. В разное время, замещая старших хранителей, руководил отделением.
Шмидт руководил работой по составлению нового систематического каталога Картинной галереи (1909-1912) и переустройством ее экспозиции, провел новую развеску картин (1910-1912). В письмах Шмидта к директору Эрмитажа сохранился полный план перемен в итальянских, испанских и голландских залах с различными вариантами и неожиданными предложениями.
За первые 15 лет службы он совершил семь длительных поездок за границу, с целью «изучения художественных хранилищ Западной Европы» посетил Австрию, Германию, Италию, Швейцарию, Францию, Испанию, Бельгию, Голландию, Данию, Швецию и Финляндию» для ознакомления с музейными собраниями и постановкой музейного дела, вел переговоры об издании иллюстрированного каталога Картинной галереи Эрмитажа.
Прекрасное знание постановки музейного дела, условий хранения картин в иностранных музеях позволило успешно провести реконструкцию и ввести новую систему отопления и вентиляции (1911-1917). Особое внимание придавалось Шмидтом вопросам реставрации эрмитажных картин (1915), он руководил эвакуацией картин в Москву (1917) и реэвакуацией (1923). Член Совета Эрмитажа с 1917. Член коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (с 1918).
Разносторонность и глубина познаний, исключительная эрудиция позволили Шмидту в 1918 г. подготовить для мирных переговоров в Бресте памятную записку (и материалы к ней), полностью подтверждающую права Эрмитажа на кассельские картины.
Член Комиссии по проверке состояния картин в пригородных дворцах-музеях (с 1918), с 1924 – заместитель председателя этой комиссии. С 1923 по 1930 гг. - заведующий Картинной галереей Эрмитажа. Руководил новой развеской картин (1925-1927) и работой по созданию инвентаря всей Картинной галереи (1926-1930), разрабатывал проект новой экспозиции Эрмитажа по комплексному методу (1929). В 1920-1930 годы вел активную бескомпромиссную борьбу за сохранение эрмитажной коллекции против московских музейщиков и распродаж.
С 1913 года преподавал в Институте истории искусств, читал лекции, вел семинары в Эрмитаже, в Петроградском-Ленинградском университете (1918-1930), в Высшем художественно-технического институте - Академии художеств (1926-1929), Ленинградском институте истории, философии, литературы и лингвистики (ЛИФЛИ) (1930-1931).
Ордена: прусский Красного Орла 4 степени (1908), Кавалерский крест 2 степени брауншвейгского ордена Генриха-Льва (1910), юбилейная медаль издательства Зеемана (1908), медаль в память 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых (1913).
Шмидт является одной из самых значительных фигур в области искусствоведения и музейного дела начала ХХ века. С его именем связано более четверти века истории Картинной галереи Эрмитажа. Искусствовед с мировым именем, выдающийся музейный деятель, реформатор в области организации музейного дела, один из основателей музейной педагогики в России
Шмидт начал свою научную деятельность с истории итальянского искусства, которому была посвящена его докторская диссертация, защищенная в Лейпцигском университете в 1898г. Размах его научных интересов весьма обширен. В центре внимания были вопросы организации музейного дела от общих искусствоведческих до юридических и технических. Но главной темой стало изучение истории западноевропейского искусства, исследование итальянской, испанской, немецкой, голландской и фламандской живописи. Он являлся одним из самых авторитетных экспертов в определении и оценке картин, знатоком коллекций. Более 200 атрибуций картин и им написано более 100 трудов. К его вескому мнению прислушивались и цитировали такие мировые авторитеты, как Шмарзов, Боде, Фридлендер, Бредиус. Его статьи появлялись во многих иностранных и российских журналах. Он был постоянным научным сотрудником издательства Зеемана (Лейпциг), участником Международного конгресса историков в Берлине (1908), экспертом Государственного Музейного фонда (1924-1928). В 1919, 1926, 1929 участник музейных конференций. Почетный член Международной ассоциации музейных работников (1930).
Приобретение Эрмитажем коллекции голландской живописи П.П. Семенова Тян-Шанского (1910) стало возможным исключительно благодаря инициативе Шмидта и его новаторскому подходу, тщательной проработке всех условий договоренностей между владельцем и Министерством двора, значительным организационным усилиям в течение 1910-1914 гг. Это было огромным достижением и позволило Эрмитажу стать крупнейшим мировым хранилищем голландской живописи и графики.
Как выдающийся музейщик, реформатор Шмидт проявил себя служа в Эрмитаже, последовательно реализуя свои замыслы формирования мирового художественного музея нового типа, отвечающего духу времени. Он считал, что «Музеи и их культурно-общественное значение процветают тем более, чем строже внутри их стен господствует наука», «необходимо добиваться такой постановки научного дела в Эрмитаже, чтобы всякого рода дилетантизм и журнализм исчезли из трудов эрмитажных хранителей …». Подготовленный Шмидтом в1918 году Проект реформирования Эрмитажа, «новой эре в Эрмитаже», как музея мирового уровня, включал глубокие системные изменения в жизнедеятельности музея. Он остается актуальным и внедряется до наших дней.
Шмидт был одним из основателей музейной педагогики в России. Творчески занимаясь подготовкой своих студентов он прививал им самостоятельное научное мышление. Еще в 1914 году при разработке Проекта новых штатов для Картинной галереи Шмидт ввел в музейную практику исследовательские отделы. Он считал, что «Хранитель мирового музея должен быть воспитан в железной научной дисциплине». А для студентов вносил в планы обучения «проводить практические занятия по истории западноевропейской живописи в петербургских и пригородных музеях и музеях-дворцах, а равно на художественно-исторических выставках Эрмитажа». Он участвовал в подготовке программы Факультета музейного дела при Эрмитаже (1920). Для Общества распространения историко-художественных знаний и как председатель курсов подготовки руководителей музейных экскурсий разрабатывал планы музейных экскурсий.
Многие из его учеников, научных сотрудников и аспирантов по Эрмитажу и дворцам-музеям стали видными учеными-музейщиками.
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1898 | Докторская | Диссертация защищена в Лейпцигском университете. |
Корреспонденции по вопросам текущей художественной жизни России в журнале «Kunstchronik» издательства Зеемана в Лейпциге в 1906-1914 гг.
С 1911 по 1914 гг. ряд статей в Новом Энциклопедическом словаре издательства Брокгауза и Эфрона.
Сообщения для хроники художественной жизни в газете «St.-Petersburgische Zeitung» в 1906-1914 гг.
С 1926 по 1930 гг. ряд статей для Большой советской энциклопедии 1 издания.
Статьи и сообщения в журналах «Художественные сокровища России», «Старые годы» в 1901- 1916 гг.
Собрание графа Павла Петровича Шувалова в Санкт-Петербурге. // Художественные сокровища России. СПб., 1902. т.II.;
Венера перед зеркалом Тициана. Оригинал и повторения. // Старые годы, СПб., 1907.Июнь.; Работы Бастианино ди Францеско и конец римской скульптуры раннего Возрождения // Старые годы, СПб., 1907. Март.; Возрождение на севере (Картины на выставке, устроенной редакцией «Старых годов» в 1908 г.) // Старые годы, СПб., 1908. Ноябрь-декабрь.; Юноша на дельфине. // Старые годы, СПб., 1909 Март;
Дар В.П. Зурова Эрмитажу. // Старые годы, Пг., [1916].Март.;
Гаарлемские живописцы Ян и Соломон де Брай. Ежегодник Российского института истории искусств. Л., 1922. т.I Траут и Дюрер . Там же Л., 1922.
Боде и Эрмитаж. «Der Kunstwanderer» № 12, 1925.
Мурильо. Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1926.
Рубенс и Иорданс. Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1926.
О маньеризме в немецкой живописи XVII века. Изобразительное искусство (Сборник статей). Государственный институт истории искусств. Academia. Л., 1927.
Неизвестный эскиз Рубенса к снятию с креста.// Труды ОИЗЕИ. Л., 1949. т.III.; Сусанна и старцы Рубенса в собрании Эрмитажа.// Труды ОИЗЕИ. Л., 1949. т.III; «Несс и Деянира» Рубенса из собрания Строганова// Труды ОИЗЕИ. Л., 1949. т.III.
П.П. Семенов-Тян-Шанский как собиратель и исследователь голландской живописи. Л., [1928].
подготовлено к печати:
The art of the Imperial Hermitage gallery by James A.Schmidt. машинопись 95 л.
Juis II und die kunst. Машинопись, 45 л.
Bürgermeister Rakox undseine Nichte von Van Dyck. Машинопись, 21 л.
Новейшая литература по Рембрандту. Критический обзор. Машинопись, 19 л.
Sammlung Stroganov. / Коллекция Строгановых. Машинопись, 14 л.
Adam und Eva von Cranach. Машинопись, 7 л.
Колокольня Св.Марка. черновой автограф, 8 л.
Zur Methologie der Kunstutissenschaft /По методологии художественной науки, автограф на нем. 1918, 56 л.
Soziologie, kunst und recht kulturgeschiehte /Социология, искусство и правильная история культуры , автограф на нем.,82 л.
Zur kunsttheorie und stillehre / Теории искусства и стилистика , автограф на нем. 66 л.
Соображения о комплексной экспозиции Картинной галереи и прикладного искусства. Машинопись, 20 л.
Лит.: Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1985. Эрмитаж. История и современность. М., 1990. С. 48-49, 95-105.
Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы. М., 2000. С. 62, 65, 241, 247, 249, 272, 276, 280, 287, 296, 308, 320.
Сотрудники Императорского Эрмитажа, 1852-1917: биобиблиографический справочник / Гос. Эрмитаж; [авт.-сост. Г.И. Качалина и др.].- СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. С. 166-167. Эрмитаж, который мы потеряли: Документы 1920-1930 годов.- СПб., Журнал «Нева»,2001.
Соколова И.А. Картинная галерея П.П.Семенова-Тян-Шанского и голландская живопись на антикварном рынке Петербурга.- СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009.
Исмагулова Т. О некоторых неизвестных фактах биографии Джемса Альфредовича Шмидта // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга. СПб., 2001. С. 57-62; Соколова И. А. Из истории научных связей Эрмитажа. Письма В. Боде и К. Хофсгеде де Грота хранителю Картинной галереи Дж. А. Шмидту// Из истории мирового искусства и культуры: Сборник статей к 75-летию Юрия Александровича Русакова (1926-1995). CПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. - С. 562-575.
АГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 954 (Дело о службе Д.А.Шмидта).
АГЭ. Ф. 17. Оп. 1. (Личный фонд Д.А.Шмидта).
ЦГАЛИ Ф.5. Оп.1. Д.15,16,17. (Государственный Эрмитаж);
ЦГАЛИ Ф.36. Оп.1.Д.1 (Государственный музейный фонд);
ЦГАЛИ Ф.36. Оп.2.Д.5 (Материалы о деятельности Эрмитажа 1918-1922);
ЦГАЛИ Ф.82 Оп. Оп.1. Д. 23,35,36,37,43,50 (Российский институт истории искусств).
ЦГАЛИ Ф.328 Оп.2 Д.1883 (Шмидт Джемс Альфредович).
ЦГИА. Ф. 14. Оп. 3. Д. 32145 (Личное дело студента Шмидта Джемса Альфредович).
ЦГИА Ф.268 Оп.1 Д.135 (Об опеке над сыном и имуществом).
РГИА Ф.696, Оп.1 Д.671 (Письма Д.А.Шмидта к директору Эрмитажа Д.И.Толстому)
ОА СПбГУ. Ф.1. Опись личных карточек профессорско-преподавательского состава за 1920-1930-е годы. Л. 1372. [Электронный ресурс].
Н.А. Микаберидзе, Д.А. Сосницкий, Е.А. Ростовцев
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.
База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914–1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук
Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917–1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.