Основные вехи жизни
В 1773 г. Я. назначен директором народных училищ в Темешварском Банате, провинции, населенной православными сербами. Здесь Я. получил первый опыт реализации реформ на ниве просвещения, став одним из участников реформы образования, предпринятой в Австрийской империи императрицей Марией-Терезией.
В частности, Я. стал известен как составитель руководства для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ», а также переводил с немецкого на сербский язык другие учебники, введенные в новых школах. В 1774 г. за эти заслуги Я. был пожалован дворянским достоинством Австрийской империи, с присоединением к настоящей фамилии названия де Мириево, по имени села, принадлежавшего его предкам в Сербии.
По рекомендации австрийского императора Иосифа II Екатерина II решила извлечь опыт организации народных школ и пригласила Янковича в Россию. С 1782 до 1801 г. его деятельность пороходила в Комиссии об учреждении народных училищ, затем в других училищных комиссиях, разрабатывавших школьное законодательство в 1802-1804 гг. Участвовал в выработке и выполнении общего плана устройства народных училищ и подготовки учителей, создании или переводе на русский язык необходимых учебных пособий. Автор «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), по которому в губернских и уездных городах до конца XVIII в было открыто около 300 училищ.
В 1783-1785 г. Я. был первым директором Петербургского главного народного училища, основанного по его плану, при котором 13.12. 1783 г. была открыта Учительская семинария, первоначально для 30 воспитанников, предназначенная для подготовки учителей всех уровней. Я. не только составил план подготовки народных учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, но и лично экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительской профессии, объяснял им методику обучения и, согласно указаниям Комиссии училищ, распределял их по училищам. Я. постарался снабдить созданное им воспитательное заведение всеми необходимыми учебными пособиями, оборудовал Кабинет естественной истории, класс математики и физики, библиотеку семинарии, от которой ведет свое начало современная библиотека С.-Петербургского университета.
Учебный план Учительской семинарии, разработанный Я., включал преподавание математики, физики, механики, естественной истории, географии, всеобщей и российской истории, черчения, рисования, архитектуры, древних и новых языков. Занятия проводились по классно-урочной системе. По предложению Я. преподавание в семинарии было разделено на два разряда: к первому разряду относились самые способные ученики, он делился в свою очередь на два отделения: математическое и историческое. При наличии общего списка предметов в каждом из отделений учитывалась специализация. Уровень преподавания был значительно более высоким, чем преподавание в губернских Главных народных училищах. Я. отстоял право требовать для обучения в семинарии «способных и нужных людей от С.-Петербургской Академии и от Московского университета». Студенты Учительской семинарии в 1786 г. по распоряжению Я. слушали публичные лекции по математике, химии, натуральной истории в Академии наук, не случайно некоторые из них по окончании курса были приглашены на профессорские должности в самой семинарии, позже преподавали в Педагогическом институте и Петербургском университете (А.М. Теряев, Е.Ф. Зябловский). Всего за годы существования Учительской семинарии в ней обучалось свыше 400 воспитанников, а окончили семинарию 324 студента, которые были назначены на учительские должности как в училища Петербургской губернии, так и в отдаленные местности.
Я. выпустил десять собственных учебных пособий (в том числе катехизис, учебник по российской истории, букварь, правила для учащихся, руководство по чистописанию), а всего издал более 70 школьных учебников и руководств. Ему же, видимо, принадлежит и книга «О должностях человека и гражданина», которую редактировала сама Екатерина II. Этот свод принципов, норм и правил поведения молодого человека второй половины XVIII в. выдержал 11 изданий на русском языке, три на немецком и более 35 лет был главным и обязательным учебным пособием в отечественной школе. Методическим новшеством Янковича было введение классно-урочной системы в преподавании.
Я. принимал участие в разработке учебных программ ведущих российских учебных заведений, которые рассматривались в Комиссии училищ:(в частности, Артиллерийского, Инженерного, Сухопутного корпусов, Общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и др.), участвовал в рассмотрении проектов высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось Комиссией также, в основном, Я.
В 1783 г. Я. был избран в члены Российской академии и привлечен к переизданию и дополнению сравнительного словаря языков, составленного академиком П.С. Палласом. Этот труд, законченный в 1791 г., был опубликован под названием «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный».
С 1802 г., после учреждения МНП, Я. был включен в состав вновь образованной Комиссии об училищах (с 1803 г. Главное правление училищ), где привлекался к обсуждению уставов университетов, снова руководил составлением устава «училищ, подведомых университетам», т. е. гимназий и уездных училищ. После принятия этого устава в 1804 г. он постепенно отошел от деятельности в Главном правлении училищ.
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.