Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Действительный член | Санкт-Петербургский университет | Историческое общество |
Окончил ланкастерскую школу и Витебскую гимназию (1852), выдержал экзамен на звание учителя уездного училища (1852). Слушал лекции в Петербургском университете (1857-1858), выдержал экзамен на звание учителя гимназии (1859).
В 1852 г. выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и преподавал русский язык, историю, географию в Витебском 4-классном училище и еврейском торгово-промышленном училище.
В 1857 г. переезжает в Петербург, преподает историю и географию в 1-й Петербургской гимназии и Мариинском училище.
В 1860-1862 гг. — учитель начальных классов и географии Смольного института. В 1865 г. — преподаватель высших педагогических курсов при 2-й Петербургской военной гимназии
В 1868 г. был командирован за границу для знакомства с постановкой преподавания в начальных школах и системой подготовки учителей. В 1870-1878 гг. работал директором Кубанской учительской семинарии, в 1878-1882 гг. являлся директором Закавказской (Горийской) учительской семинарии.
При С. в Горийской гимназии было создано азербайджанское отделение, а в Гори открыты женская прогимназия и женские педагогические курсы. С. был сторонником совместного обучения гимназистов разных национальностей и поддержания тесной связи с выпускниками, особенно в первые 3-4 года их самостоятельной работы – через учительские съезды и методические совещания. Уволен по обвинению в неблагонадежности.
С 1883 г. — инспектор училищного комитета Петербургской городской думы.
В 1888-1891 гг. — редактор журнала «Детское чтение».
Педагог, методолог, историк педагогики, историко-географ.
Автор-составитель географической хрестоматии «Отечествоведение» в 6 тт., которая стала обязательной частью гимназического курса и многократно переиздавалась. В нее вошли как статьи самого С., так и статьи знаменитых педагогов и географов С.Семенова-Тян-Шанского, К.И. Ушинского и др. Автор около 300 статей педагогического, географического исторического содержания в периодических изданиях. С. Критиковал официальную школьную политику с просветительских позиций, боролся с формализмом в преподавании, учитывал психологию детского восприятия. В предложенной им концепции начального образования центральное место занимало наглядное обучение, необходимость которого С. обосновал особенностями детского мышления. В дальнейшем он рекомендовал постепенное соединение наглядного обучения с объяснительным чтением.
С. выступал в поддержку национальной школы, первоначального обучения на родном языке, по мере овладения которым предполагалось изучение русской истории и литературы.
Отечествоведение / сост. Д. Семенов. СПб., 1864-1887. Вып. 1-6. (Т. 1. Северный край и Финляндия; Т. 2. Южный край. Малороссия, Новороссия, Крым и земли Донского и Черноморского войска; Т. 3. Кавказ и Урал. Содержит очерки, посвященные Уральским горам, золотым россыпям Урала, поездке в Илецкую Защиту, рыболовству, быту уральских казаков, башкир и киргизов; Т. 4. Восток и Запад. 1879; Т. 5. Великорусский край. 1879; Т. 6. Туркестанский край. СПб., 1887.)
Уроки географии. Год второй. Физический очерк пяти частей света. Сост. Д. Семенов. СПб., 1862.
Мир в картинках или краткое изображение главнейших предметов из естественных наукк и истории. Объяснит. текст сост. Под ред. Д.Д. Семенова. СПб., 1866. 228 с.
Настоящее и прошедшее начальных городских училищ в С.-Петербурге. СПб., 1888, 64 с.
Влияние школы и среды на развитие народного таланта. По поводу смерти Льва Николаевича Модзалевского. М., 1897.
Отчет об инородческих и русских учительских семинариях, осмотренных директором Закавказской учительской семинарии в 1880 г. Тифлис, 1881.
Городское самоуправление. Очерки и опыты. СПб., 1901
Педагогические идеи H. И. Пирогова // Женское образование. 1891. № 2
Избранные педагогические сочинения. Ред. Н.А. Константинова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. 400 с.
Российская педагогическая энциклопедия. Ред. В.Г. Панова. М., 1993
Зикеев Н. В. Ученик и современник Ушинского Д Д Семенов // Уч.записки МОПИ. 1947. Т. 8: Труды каф. педагогики.
Макаев В. В. Жизнь и пед. деятельность Д. Д. Семенова, Тбилиси, 1956. 172 с.
Минаева В.М. Разработка Д.Д. Семеновым основ географических знаний для начальной школы // Современное образование Витебщины. 2015. № 1(7) С. 66-69
ЦГИА СПб. Фонд 365. Опись 3. Дело 377. Семенов Дмитрий Дмитриевич
Т.Н.Жуковская
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.