Фаминцын Александр Сергеевич
1841 — 1896

Фаминцын Александр Сергеевич

(18411896)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Место рождения

Калуга

Место смерти

Лигово

Образование

  • Санкт-Петербургский университет (1862)
  • Лейпцигская консерватория (1865)

Учителя

  • Ж.Фохт
  • М.Л.Сантис

Годы научной деятельности

1865 — 1896

Этапы научной карьеры

ДолжностьУчреждение
Секретарь Главной дирекцииИмператорское русское музыкальное общество
Действительный членСанкт-Петербургский университетИсторическое общество
18651872ПрофессорСанкт-Петербургская консерватория

Основные вехи жизни

В 1871 г. Ф. активно полемизировал на страницах журналов с В.В.Стасовым, отстаивая возможность ставить в России оперы иностранных композиторов. Одним из результатов дискуссии стал судебный иск к Стасову, который за использование брани в печатном издании был приговорен к небольшому штрафу и короткому домашнему аресту.

В 1879 г. по подозрению в причастности к покушению на Александра II на непродолжительное время братья Ф. были арестованы.

Награды

серебряная медаль Академии наук

Область научных интересов, значение в науке

Ф. – известен прежде всего как историк музыки, музыкальный критик. Основал и возглавил газету «Музыкальный сезон». В своих исторических работах исследовал народную культуру и верования древних славян и Древней Руси. Перевел на русских язык сочинения и учебники многих европейских музыковедов (Э.Ф.Рихтер, А.Б.Маркс, Ф.Дрэзеке).

Для исторической науки особое значение имеют два его сочинения: «Божества древних славян» и «Скоморохи на Руси». Ф. был одним из последних представителей мифологической школы. В «Божествах» была предпринята попытка описания языческого мировоззрения славян, используя по большей части данные народных песен. Как отметил С. А. Токарев (История русской этнографии. Дооктябрьский период») книга написана в духе мифологического направления.В рецензиях на книгу было высказано много критических замечаний, тем не менее, концепция Ф. сохраняет интерес до сего дня, не случайно ссылки на его работу можно найти во многих трудах по истории религии славян – от Л. Нидерле до Б. А. Рыбакова. Правда, поляки (Г. Ловмянский и А. Гейштор) с его трудом не знакомы.  В «Скоморах» на основе обширного материала даётся живая и увлекательная история одного из интересных явлений русской культуры, перед читателем проходят этапы истории скоморошества, освещается их репертуар, «виды» скоморохов  и т.д. Книга понравилась практически всем…

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 9

Основные труды

Разбор сочинения Шафранова: О складе народно-русской песенной речи. СПб., 1881.

Божества древних славян. СПб., 1884.

Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе. СПб., 1889.

Скоморохи на Руси. СПб., 1889.

Гусли, русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.

Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа (балалайка, кобза, бандура, торбан, гитара). Исторический очерк. СПб., 1891.

Начатки теории музыки. СПб., 1895.

Архив, личные фонды

ЦГАКФФД СПб. Архивный шифр: Е 19501. Портрет музыкального критика и композитора А.С.Фаминцына.

ЦГИА СПб. Ф.487. Оп.1. Д.858. По делу статского советника В. Стасова, обвиняемого в оскорблении в печати профессора Фаминцына

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.