Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1879 | Сверхштатный член Совета | Императорская Академия художеств | ||||
1893 | Действительный член Совета | Императорская Академия художеств | Почетный член Академии художеств с 1912 г. | |||
1888 | Сверхштатный член Комиссии без содержания | Императорская археологическая комиссия | 6 декабря 1902 г. в соответствии с новыми штатами был переутвержден | |||
1896 | Член Совета | Центральное училище технического рисования барона Штиглица | ||||
1889 | 1914 | Общество поощрения художеств | Художественно-промышленный музей им. В.Д. Григоровича | Затем директор Рисовальной школы ИОПХ |
Получил домашнее образование, затем обучался последовательно в гимназии, в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в Императорской Академии художеств. В 1858 - 1863 гг., как пенсионер Академии художеств, побывал в Германии, Бельгии, Франции, Испании; большую часть времени провел в Италии, где сблизился со многими русскими художниками, особенно с А. Ивановым, творчество которого стало одной из сфер его собирательской и исследовательской деятельности. Впоследствии он также постоянно посещал Западную Европу, подолгу жил и работал в Италии. Среди его исторических полотен – «Жены, смотрящие на Голгофу», «Скорбящая Богоматерь» («Mater Dolorosa»), «Возвращение с Голгофы», «Беседа Христа на горе Элеонской», «Богоматерь, идущая с Голгофы», «Погребение мученика». Также Б. создавал жанровые произведения и портреты, среди них – «Pepina», «Отец Алиберти», «Поступившая в монастырь» («Noviziata»), «Похороны первых христиан в Риме», «Вечерня в Ассизи», «Концерт для выздоравливающей», «Старообрядческий начетчик», «Этюд с острова Искии», «В горе», «Слепая», «Старик», «Старообрядец», «Антикварий», «Древняя гончарная мастерская», «Портрет С. П. Постникова», «Монахини». Б. был постоянным участником выставок Императорской Академии художеств, участвовал в выставках передвижников (при это сам он не являлся членом товарищества передвижников). Принимал участие в трех всемирных выставках: в Вене (1873), Париже (1878) и Антверпене (1885). Б. был известен современникам как прекрасный рисовальщик и гравер. Произведения Б. находятся в музеях России и за рубежом. Занимал почти два десятка государственных постов. Гласный Петербургской городской думы (1885 г. по 1904 г., состоял членом двух комиссий: больничной и по народному образованию). Б. также избирался Почётным мировым судьёй. В семейной чаеторговой фирме «Петра Боткина сыновья» в 1893 г. был избран в члены ревизиционной комиссии; также участвовал во втором семейном предприятии «Товариществе Ново-Таволжанского свеклосахарного завода Боткиных».Кроме того, Б. имел высокие должности в Русском обществе пароходства и торговли, а также значительный пост в правлении Рязанско-Уральской железной дороги. Б. председательствовал в правлении Первого российского страхового общества, являлся членом совета Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка, состоял на должности президента пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Также состоял членом разных благотворительных обществ: действительным членом Общества доставления средств Высшим женским курсам, членом Общества вспомоществования студентам Императорского университета, Одесского Общества изящных искусств, Совета Императорского Православного Палестинского Общества, Общества благоустройства Куоккалы (Репино) и других.
В 1913 г., в возрасте 74 лет, тяжело заболел, и, так и не оправившись, в январе 1914 г. скончался.
В 1863 г. получил звание академика исторической живописи за картины: «Вакханка с тамбурином» и «Плач на реках Вавилонских». С 1869 г. - член Германского археологического института в Риме. Действительный член Русского археологического общества (с 1881 г.), сверхштатный член Императорской Археологической комиссии (с 1888 г.). Член Императорского Общества поощрения художеств и его Комитета. Был удостоен двух медалей на художественных выставках в Лондоне.
Б. был одним из виднейших коллекционеров своего времени. В коллекцию Б., собиравшуюся путем закупок во время его многочисленных путешествий по Германии, Франции и Италии, а также в Петербурге, входили памятники разных эпох: «от первобытного топора и накладки скифского стиля тагарской культуры до группы украшений эпохи Великого переселения народов, ранневизантийских украшений рубежа VI – VII вв., фрагментов древнегрузинской чеканки, украшений волжских болгар, казанских татар»; она включала памятники античного, византийского, средневекового, ренессансного, древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Античный мир был представлен терракотовыми вазами, масками, светильниками (серия этрусских терракотовых масок происходила из раскопок 1875-1876 в Тарквиниях), В собрании выделялись византийские, французские и немецкие эмали, бронзы романской эпохи и памятники итальянского искусства эпохи Возрождения: майолики XV - XVII вв., картины Б.Пентуриккио, С.Боттичелли, А.Мантенья, художественная резьба по дереву. Также имелись работы из слоновой кости, большое собрание русской финифти. Коллекция также включала несколько десятков этюдов А.А. Иванова к картине «Явление Христа народу», картину Н.К.Рериха «Перед боем» (1900). Коллекция Б. могла конкурировать с лучшими частными собраниями Европы; она была доступна для бесплатного посещения всеми желающими, также Б. часто предоставлял предметы на выставки. В 1917 г. вдова Б. и его сын отвезли на хранение наиболее ценную часть коллекции в составе 32 ящиков в Русский музей; в 1920 г. 31 ящик был отправлен в Эрмитаж. Собрание этюдов А. А. Иванова, принадлежавшее Б., ныне находится в Русском музее; многие предметы коллекции находятся в зарубежных собраниях.
Б. состоял консультантом по закупкам Императорского Эрмитажа, Русского музея императора Александра III и Императорской Археологической комиссии. Являлся распорядителем художественными отделов на Всероссийской промышленной выставке в Москве (1882 г.), участвовал в организации русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене (1888 г.).
В 1882 г. Б. стал членом Особой временной комиссии по реставрации придворного Благовещенского собора (г. Москва). В 1897 г. состоял членом «Строительного комитета для руководства и наблюдения за исправлением и ремонтными работами в Спасо-Преображенском соборе» (Мирожский монастырь).
1. Боткин М.П. [Биогр. очерк] // Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка 1806 – 1858 гг. СПб.: Изд. М.Боткина, 1880
2. Александр Андреевич Иванов. Биогр. очерк, сост. М.Боткиным. Берлин, 1880.
3. Боткин М. П., Лихачёв Н. П. Обозрение отделения христианских древностей в музее императора Александра III. СПб., 1898; 1902.
4. Боткин М.П. [Собрание Михаила Петровича Боткина: Описание коллекции]. СПб., 1902. С. 23-66. (Художественные сокровища России ; 1902, № 2-3)
5. [Боткин М.П.] Cобрание М.П. Боткина. – СПб., 1911.
1. Алексушин Г.В. Михаил Петрович Боткин – академик живописи и предприниматель // Коллекционеры и меценаты России: Матер. науч.-практ. конфер., посвящ. 100-летию коллекции Самарского художественного музея. – Самара, 1998. – С. 140 – 145.
2. Б[енуа] А., Я[ремич] С. Собрание Михаила Петровича Боткина // Художественные сокровища России. – 1902. – № 2. – С. 47 – 64.
3. В. М.П. Боткин. [Некролог] // Старые годы. – 1914. – Февраль. – С. 67 – 68.
4. Гусева Е.Н. М.П. Боткин – коллекционер произведений А.А. Иванова и издатель его писем // Коллекционеры и меценаты России. – Самара, 1998. С. 169-179.
5. Коллекции Михаила и Сергея Боткиных: [Каталог выставки, Санкт-Петербург. Русский музей, 2011-2012]. – СПб., 2011
6. Манойленко А. С., Манойленко Ю. Е. Документы о художнике и коллекционере М. П. Боткине в Российском государственном историческом архиве // Отечественные архивы. — 2014. — № 5. — С. 35-41
7. [Некролог М.П.Боткина] // Известия Императорской археологической комиссии. Приб. К № 46 (Хроника и библиография, № 26). СПб., 1914. С. 160 – 161.
8. Les émaux «byzantins» de la collection Mikhaïl petrovitch botkine [Texte imprimé] : aspects du collectionnisme des objets d’art à la fin du XIXe — début du XXe siècle / Aglaia Achechova ; sous la direction de Jean-Pierre Caillet et Jannic Durand. Mémoire ou thèse (version d'origine). [S.l.] : [s.n.], 2013.
9. Егоров Б.Ф. Боткины. СПб., 2004. Серия: Преданья русского семейства.
1. Боткин Михаил Петрович (1839-1914), художник, академик живописи; ИВАНОВЫ: Александр Андреевич (1806-1858), художник; его брат Сергей Андреевич (1822-1877), архитектор: ГРМ. Ф. 24, 58 ед. хр., 1831-1903.
2. Боткин Михаил Петрович (1839-1914); ИВАНОВЫ: Андрей Иванович (1775-1848), художник, проф. исторической живописи Академии художеств; его сын Александр Андреевич (1806-1858), ПД, ф. 365, 163 ед. хр., 1796-1910.
3. Боткины: Василий Петрович (1811-1869), см. выше; его братья - Дмитрий Петрович (1829-1889), председатель Моск. о-ва любителей художеств, коллекционер произведений искусства; Михаил Петрович (1839-1914), см. выше; его сестры - Мария Петровна (в замуж. Шеншина), жена поэта А. А. Фета (Шеншина); Анна Петровна (в замуж. Пикулина), жена проф. Моск. ун-та П. А. Пикулина - моск. купцы.
РГАЛИ. Ф. 54, 162 ед. хр., 1781, 1813-1918.
РГБ. Ф. 178, в составе Музейного собрания №№ 4821-4822, 6614,6617, 9833, 80 ед. хр., 1855-1890-е гг.
4. О предметах из собрания М.П.Боткина: Отдел рукописей Государственного Эрмитажа. Ф. 4. Оп. 1. Д. 385, 1490, 1491.
5. РА ИИМК РАН. 1894. Д. 23. Л. 1, 5 – 5об., 7, 19-19об. 1908. Д. 78. Л. 38; 1886. Д. 63в. Л. 9 – 8об.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.