Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1867 | 1874 | Сотрудник сверх штата | Императорский Эрмитаж | Занимался составлением каталога египетских коллекций, а также каталога скульптурного музея Академии художеств. | ||
1870 | 1871 | Почетный вольный общинник | Императорская Академия художеств | |||
1871 | 1874 | Хранитель | Императорская Академия наук | Нумизматический кабинет | ||
1874 | 1882 | Ассистент | Берлинский университет | Работал с Э. Курцисом. Преподавал в Берлине, принимал участие в археологических раскопках в Греции, а в 1887 г. создал в Олимпии музей. | ||
1882 | 1921 | Директор | Академия искусств и Высшая техническая школа Дрездена | Собрание античных слепков |
В 1861 г. поступил в Дерптский университет, где занимался теологией. В 1862 – 1865 гг. обучался классической филологии археологии у А.Бека и К.Фридерикса в Берлинском университете. В 1873-1874 гг. - в командировке в Германии и Австрии, где занимался изучением музеев.
В 1884 – 1894 гг. руководил работами по созданию музея Альбертинум, являлся его руководителем и активно пополнял его коллекцию. Впоследствии Альбертинум вдохновил И.В. Цветаева на создание Музея изящных искусств в Москве, в организации которого посильную помощь ему оказал Т.
В дополнение к своим обязанностям в Альбертинум преподавал в Дрезденской Академии изящных искусств и Королевской саксонской Политехникуме, где он также руководил художественной коллекцией. Он получил звание почетного доктора Абердинского университета в 1906 году и Саксонского Политехнического в 1913 году.
Специалист в области изучения античного искусства, археолог, нумизмат. Организатор музея Альбертинум в Дрездене, а также музея в Олимпии.
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1874 | Докторская | PhD в Геттингенском университете |
Указатель Скульптурного музея Академии художеств / Сост. Г. Трей. Вып.1-3. СПб., 1870-1871.
Griechische Tongefäße in Statuetten- und Büstenform (Greek Pottery in Statue and Bust Form), 1875.
Hermes mit dem Dionysosknaben: ein Originalwerk des Praxiteles gefunden im Heraion zu Olympia, Wasmuth, Berlin, 1878.
Sollen wir unsere statuen bemalen? Berlin, R. Oppenheim, 1884.
Constantin Meunier. Dresden : Kunsthandlung von Emil Richter, 1898.
Max Klinger als Bildhauer (Max Klinger as a sculptor). In: Pan 5. Issue 1, 1899/1900, S. 27-35. (Special Edition, Leipzig/Berlin, 1900.)
Die Bildwerke in stein und Ton. Berlin, 1897.
Das Albertinum. Vor 100 jahren - die skulpturensammlung Georg Treus. Dresden, 1994. S.302-303.
Studnicsko F. Georg Treu // Berichte uber die verhandlungen der sachs. Akademie der wissenschaften 73. 1921. S. 51-62.
Protzmann H. Salome: Zur Polychromie in der Skulptur: Aus der Korrespondenz Max Klingers mit Georg Treu. In: Jahrbuch der Staatlichen Kunstsammlungen Dresden, 14, 1982. S. 61–72.
Dorit Petschel (Ed.): Die Professoren der TU Dresden 1828–2003. Böhlau Verlag, Cologne/ Weimar / Vienna 2003, S. 974–975.
Hexelschneider Er. (Hrsg.): In Moskau ein Albertinum bauen. Iwan Zwetajew und Georg Treu im Briefwechsel (1881-1913). Text Deutsch und Russisch. Böhlau, Köln, Weimar, Wien, 2006.
Сотрудники Императорского Эрмитажа, 1852-1917: биобиблиографический справочник / Авт.-сост. Г.И. Качалина и др. СПб., 2004. С. 146-148.
ГЭ. Ф. 1. Оп. 12. Д. 75 (личное дело).
И.В. Сидорчук
И.Л. Тихонов
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.