В 1856 – 1859 гг. служил офицером в 1-м Кавказском саперном батальоне, участвовал в боевых действиях на Кавказе. После отмены крепостного права передал выкупные платежи крестьянской общине. В 1863 году отказался подавлять «июльское восстание» и вышел в отставку с офицерским званием штабс-капитана.
После отставки вернулся в свое родовое имение. Основал в с. Дубовка первую в Украине школу с украинским языком обучения. Вскоре школа была закрыта, и это событие получило широкую огласку. В частности, о закрытии писали в «Колоколе», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Домашней беседе». Позже Лесевич В.В. встречался с Александром Герценом в Германии.
Определился как сторонник позитивизма О. Конта. Опубликовал ряд работ: «Очерки развития идеи прогресса" (1868); "Философия истории на научной почве" (1869); "Позитивизм после Конта" (1869); "Новейшая литература позитивизма" (1870). Считал, что победа "позитивной", "научной", стадии в развитии мысли неизбежна. Выступал против пережитков теологии и метафизики. В религии видел преимущественно ограничивающий свободу человека духовный источник. Статьи философа в Москве печатал журнал «Русская мысль».
В 1870-е годы вернулся в Санкт-Петербург. Сотрудничал с журналами «Отечественные записки» (1875) и «Вестник Европы». Состоял в «Обществе трезвых философов» и «Ольхинском клубе», работал преподавателем в Украинском обществе. Основал в Петербурге Литературный фонд им. Т. Шевченко и Украинское издательское общество, в котором намеревался напечатать роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, когда ясли полны?» и ряд других книг. После подписания Эмского акта в 1876 году они были запрещены цензурой.
В 1879 году был заподозрен в связи с народниками и арестован без предъявления официального обвинения. Сидел в Нижегородской тюрьме, после суда был сослан в Енисейск и находился там около трех лет. В Сибири познакомился с сибирским областничеством. В 1881 году место ссылки было изменено на Кавказ, в 1882 году – на Полтаву. Там он жил в усадьбе своего зятя Владимира Леонтовича. В 1883 году переехал в Киев и опубликовал в «Вестнике Народной воли» статью «Революционеры и естественный ход событий» (Женева, № 1, псевд. Украинец). Отстаивал тезис, что насильственное уничтожение представителей царских властей имеет свое полное оправдание и обусловлено полной необходимостью. Обосновывал неизбежность революции в России, а также считал, что эта революция может быть осуществлена «сверху» политическими партиями. Скептически смотрел на возможность культурного просвещения крестьянства, считая его «рутинной массой».
В 1885 году место ссылки было изменено на Тверь. В 1886 году был освобожден. Все это время он возил с собой личную библиотеку и выписывал российские и иностранные газеты и журналы.
В 1888 году Лесевичу было разрешено вернуться в Санкт-Петербург. В столице состоял в кружке М. Михайловского, сотрудничал с издательством «Русское богатство» и организовал Общество изучения этнографии и истории Украины. Планировал воссоздать фонд для издания книг на украинском языке. Интересовался родным творчеством, собирал материалы для работы с украинским фольклором, но эту работу завершить не успел.
В 1890-х годах был сторонником идей Р. Авенариуса. Резко критиковал этические взгляды Толстого. Отмечал, что его концепция «непротивления злу» является «оживлением» асоциального учения буддизма. Вместе с тем склонялся к идеям «безблагодатной» духовности и «самобытного развития личности».
В 1900 году в 11-12 номерах «Русской мысли» опубликовал статью «Всемирный язык и народные языки», в которой отстаивал тезис о равноправии наций и доказывал необходимость получения образования различными народами на родном языке.
В 1901 году подписал письмо с протестом против совершенной властями расправы над демонстрацией студентов на Казанской площади. За это был выслан в Полтаву. Стал активным сторонником национального самоопределения Украины, поддерживал связи с деятелями русского национального движения М. Драгомановым, В. Мальвионим и др.
В 1902 – 1903 годах находился в Италии и Франции. В 1903 году участвовал в международном социологическом конгрессе в Париже. Предположительно в 1903 году читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже.
Затем вернулся на Родину и издал в Львове «Рассказы Р.Ф. Чмихало».
Последние годы жизни провел в Киеве, где и умер в 1905 году. Похоронен на кладбище «Аскольдова могила». Согласно завещанию его библиотека отошла в собственность Научного общества им. Т. Шевченко.
В 1915 году планировалось посмертное издание собраний сочинений Лесевича В.В., но после событий 1917 года работа над изданием была прекращена.
1863 (предположительно) – основал в Украине первую школу с обучением на украинском языке;
1868 – 1869 – опубликовал ряд работ по философии, публиковался в «Русской мысли»;
1870-е – публиковался в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Работал преподавателем в Украинском обществе. Основал в Петербурге Литературный фонд им. Т. Шевченко и Украинское издательское общество;
1883 - опубликовал в «Вестнике Народной воли» статью «Революционеры и естественный ход событий»;
1888 - сотрудничал с издательством «Русское богатство» и организовал Общество изучения этнографии и истории Украины в Санкт-Петербурге;
1900 – опубликовал в 11-12 номерах «Русской мысли» статью «Всемирный язык и народные языки»;
1903 – участвовал в международном социологическом конгрессе в Париже. Предположительно в этом же году читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже;
1903 – 1904 (предположительно) – издал в Львове «Рассказы Р.Ф. Чмихало».
В центре научных интересов Л. находились проблемы культуры и образования на Украине, вопросы истории западной и восточной философии (позитивизм О. Конта, эмпириокритицизм Р. Авенариуса, буддизм).
1. Очерк развития идеи прогресса // Современное общество. 1868 . Т. 4 и 6;
2. Философия истории на научной почве // Отечественные записки. 1869. Т. 1;
3. Позитивизм после Конта // Отечественные записки. 1869. Т. 4;
4. Общие гносеологические вопросы и их решение // Отечественные записки. 1870. Т. 7; т
5. Новейшая литература позитивизма // Отечественные записки. 1871. Т. 5;
6. Характеристические черты развития философии и науки в средние века // Знание. 1873. Т. 10 и 12;
7. Первые провозвестники позитивизма // Отечественные записки. 1873. Т. 12;
8. Классики XIV и XV веков // Отечественные записки. 1874. Т. 12;
9. Как иногда пишутся диссертации // Отечественные записки. 1875. Т.1;
10. Опыт критического исследования основоначал позитивной философии. – СПб, 1877;
11. Письма о научной философии. – СПб, 1878;
12. Революционеры и естественный ход событий // Вестник народной воли. – Женева. 1883. № 1. (под псевдонимом «Украинец»);
13. Буддийский нравственный тип // Северный вестник. 1886. Т. 5;
14. Этюды и очерки. – СПб, 1886;
15. Новейшие движения в буддизме // Русская мысль. 1887. Т. 8;
16. Религиозная свобода по эдикту царя Асока Великого // Вопросы философии. 1889. Т. 1;
17. Что такое научная философия? – СПб. 1891;
18. Всемирный язык и народные языки // Русская мысль. 1900. № 11-12;
19. Происхождение романа в Англии. Томас Нэш // Русская мысль. Апрель 1901;
20. Эмпириокритицизм как единственно научная точка зрения. – СПб. 1909;
21. «Собрание сочинений Лесевича». – Москва. 1915 – 1917. Т. 1 – 3.
1. Ефремов С.А. Памяти Вл.В. Лесевича. Киев, 1906.
2. Березюк Т.И. Лесевич Владимир Викторович // Энциклопедия современной Украины : в 30 т. / Ред. кол. И. М. Дзюба [и др.]; НАН Украины , НОШ , Координационное бюро энциклопедии современной Украины НАН Украины. - К ., 2003-2016;
3. Коган Л. Лесевич Владимир Викторович // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970;
4. Чисников В.М. Лесевич Владимир Викторович // Энциклопедия истории Украины : в 10 т. / Редкол .: В. А. Смелый (председатель) и др. ; Институт истории Украины НАН Украины . - К . : Наук. мнение , 2009. - Т. 6: Ла - Мы. - С. 127;
5. Лесевич Владимир Викторович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб. 1890 – 1917. Т. 82;
6. Лесевич Владимир Викторович // Деятели революционного движения в России. 1932;
7. Звездина Л.А. В.В. Лесевич - представитель русского позитивизма. (Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии). Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. филос. наук. Л., 1975.
8. Лесевич Владимир Викторович // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983;
9. Лесевич Владимир Викторович // Украинская литературная энциклопедия. Киев: Украинская энциклопедия, 1995, с. 166-167;
10. Лесевич, Владимир Викторович // Хронос [электронный ресурс] / ред. Румянцев В.
РГАЛИ, ф. 301, 110 ед. хр., 1858-1917. (Личный фонд).
Авт.: П.С. Кеник. Ред.: И.В. Сидорчук, Е.А. Ростовцев
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.