Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1882 | 1885 | Преподаватель | Александровский лицей | |||
1903 | 1912 | Преподаватель | Женский педагогический институт | |||
1912 | 1918 | Профессор | Женский педагогический институт | |||
1921 | 1922 | Профессор | Воронежский университет | Также декан |
В 1872-1878 гг. – работал в Петербургской Духовной семинарии. В 1870-1880-е преподавал в женских гимназиях Петербурга. В 1883 г. в цензурный комитет был послан анонимный донос на второе издание книги «Педагогическая психология», в котором К. обвинялся в материализме и безбожии. По результатам разбирательств К. был на долгое время отстранен от преподавания в учебных заведениях Мариинского ведомства, в котором однако продолжил работу до 1917 г. В 1918 г. переехал в Воронеж.
К. – крупнейший российский и советский педагог, основатель российской педагогической психологии, специалист по истории педагогики. В своих трудах разрабатывал методику дошкольного и школьного воспитания, в котором, согласно К. главным является не только передача знаний, но и воспитание характера, формирование жизненного мировоззрения. обращался к т.н. женскому вопросу, подчеркивая отсутствие принципиальной разницы между мужской и женской психологией. К наиболее крупным историческим трудам К. можно отнести «Историю педагогики», где он предложил свою периодизацию педагогической теории в России: 1. церковная (до Петра I); 2. государственная (до 1861 г.); 3. общественная (после 1861 г.). В начале ХХ в. выступил как организатор множества всероссийских съездов посвященных проблемам педагогики и образования.
Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1876. (3-е издание: СПб., 1914.) Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. 1877. № 6—7. Дидактические очерки. СПб., 1885. (2-е издание: СПб., 1915.) Из истории души. Очерки по истории ума. СПб., 1890. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897. (2-е издание: СПб., 1914.) Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898. Педагогический процесс. СПб., 1905. История русской педагогии. СПб., 1909. (2-е издание: СПб., 1915.) Современные задачи народного образования в России. СПб., 1913. Современные педагогические течения. СПб., 1913 (соавтор А. Ф. Музыченко).
Кузьмин П. М. К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1940. № 4—5.; Тамбиева З. Н. Дидактические взгляды П. Ф. Каптерева. Дис. … канд. пед. наук. М., 1963.; Лебедев П. А. Общественно-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в годы Советской власти (к 125-летию со дня рождения) // Советская педагогика. 1974. № 8; Лебедев П. А. П. Ф. Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия // Каптерев П. Ф.Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 7—34.; Лебедев П. А. Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики в трудах П. Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1983. № 4.; Филановская Т. А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева. Дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1996.; Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева: жизнь и деятельность: аналитико-биографический и библиографический обзор. М., 1998; Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995; Лейтенс Н. С. Петр Федорович Каптерев как психолог // Мир психологии. 1998. № 3; Столбун В. Д. Психология воспитания П. Ф. Каптерева. Тверь, 1999; Джанибекова Э. Х. П. Ф. Каптерев как историк педагогики. Пятигорск, 2001; Педагогические деятели дореволюционного Петербурга. СПб., 2008.
ЦГИА СПб. Фонд. 918. Опись. 1. Дело. 5430. Каптерев П.Ф. АРАН. Ф.489. Оп.3. Д.322. Письма В.И. Семевскому от Каптерева П.Ф. 3 письма.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.
Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917–1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.