Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1913 | 1925 | действительный член | Императорская Академия художеств | |||
1913 | 1926 | Директор | Третьяковская галерея | |||
1918 | 1930 | Директор | Государственные центральные реставрационные мастерские | |||
1921 | 1926 | Профессор | Московский государственный университет | |||
1937 | 1943 | Директор | Московский государственный художественный институт | |||
1943 | 1946 | Директор | Всероссийская Академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде | |||
1944 | 1960 | Директор | Научно-исследовательский институт истории искусств Академии наук СССР |
1903-1910 г.г. – Участие в выставках Союза русских художников. 1904 г. – Участие в русской художественной выставке в Дюссельдорфе. 1917-1918 г.г. – Член Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе. 1928 г. – Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1943 г. – Избрание действительным членом Академии наук СССР. 1947 г. – Избрание действительным членом Академии художеств СССР. 1956 г. – Присвоено звание народного художника СССР. Участие в XVIII Биеннале в Венеции.
Орден Ленина (1945 г.) Орден Ленина (1946 г.) Орден Трудового Красного Знамени. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.». Медаль «В память 800-летия Москвы».
Сталинская премия I степени (1941 г.)
Научная деятельность Г. связана с изучением русского искусства с древнейших времен до начала XX века. В своей фундаментальной работе «История русского искусства» Г. акцентирует внимание, прежде всего, на феномене иконописного искусства (I том), появлении и развитии живописи в петровское время (II том) и эволюции живописных жанров техники в начале XX века (III том). Г. уделял внимание не только раскрытию феномена русского искусства и его развитию в целом, но и отдельным, современным ему, мастерам живописи. В частности, Г. написал первую монографию, посвященную жизни и творчеству передвижника Валентина Александровича Серова. В ней он прослеживает эволюцию творчества признанного мастера портретного жанра. Так как Г. был лично знаком с Серовым, в монографии присутствуют и личные воспоминания самого автора. В 1937 году выходит двухтомная монография Г., посвященная своему учителю и наставнику Илье Ефимовичу Репину. В этом труде ученый обосновывает место мастера в русском искусстве, переплетая с историческими событиями художественной жизни России, главным образом, акцентируя внимание на соперничестве академизма и передвижничества, лицом которого и стал Репин. Значение и место Г. в исторической и искусствоведческой науке трудно переоценить. Следует упомянуть, что, помимо написания научных трудов, Г. в разное время возглавлял различные культурные и художественные учреждения, в частности Третьяковскую галерею (1913-1926 гг.), Центральные государственные реставрационные мастерские (1918-1930 гг.), Всероссийскую Академию художеств (1943-1946 гг.).
Японская цветная гравюра на дереве: очерк. СПб.: изд. кн. С. А. Щербатова и В. В. ф. Мекк, 1903 Архитекторы-иностранцы при Петре Великом. СПб.: типография Сириус, 1911 О пределах вандализма. СПб.: типография Сириус, 1911 История русского искусства в III томах. М.: Кнебель, 1910-1912 (переиздание в 2005 г.) Валентин Александрович Серов. М.: Кнебель, 1914 (переиздание в 1965 г.) Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины. М., 1919. Феофан Грек. (Очерк из истории древнерусской живописи). Казань, 1922. Выставка картин Сергея Васильевича Герасимова: 25 лет художественной деятельности. М.: Изд-во МОССХ, 1936 Моя жизнь. Автомонография. М.; Л., 1937. Репин (в II томах). М.: Изогиз, 1937 Новооткрытый Рембрант. М.: Издательство АН СССР, 1956 Искусство в плену. Ленинград :Художник РСФСР, 1964 (переиздание в 1971 г.) О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М.: Наука, 1966 О русской архитектуре. Исследования: Охрана памятников. М.: Наука, 1969 Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб. :Лениздат, 1994
Лобанов В.М. Игорь Эммануилович Грабарь. Народный художник РСФСР. М.; Л.: Искусство, 1945. Мамонтова Н. Игорь Грабарь.– М.: Белый город, 2001. Подобедова О.И., Игорь Эммануилович Грабарь. – М.: Сов. художник, 1964. Игорь Эммануилович Грабарь. 1871-1960 / Вступ. статья А.А. Сидорова. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951.
РГАЛИ. Ф. №744 (Грабарь И.Э.).
А. Сидоров, И.В. Сидорчук, Е.А. Ростовцев
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.