Коялович Михаил Осипович
1828 — 1891

Коялович Михаил Осипович

(18281891)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Духовенство

Семейное положение

С 1858 года Коялович был женат на Надежде Платоновне Менчиц. Имел троих сыновей

Место рождения

м. Кузница Сокольского уезда, Гродненской губернии

Место смерти

Санкт-Петербург

Место захоронения

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры

Образование

Санкт-Петербургская духовная академия (1855)

Годы научной деятельности

1855 — 1891

Этапы научной карьеры

ДолжностьУчреждение
18551855 Рижская духовная семинария
18551856 Санкт-Петербургская духовная семинария
18561862ПреподавательСанкт-Петербургская духовная академияКафедра сравнительного богословия и русского раскола
18621868ПреподавательСанкт-Петербургская духовная академияКафедра русской гражданской и церковной истории
18681873ПреподавательСанкт-Петербургская духовная академияКафедра русской гражданской истории
18731891ПрофессорСанкт-Петербургская духовная академияКафедра русской гражданской историиС 1881 г. - заслуженный профессор

Основные вехи жизни

В 1855 г. преподавал в Рижской и Петербургской духовной семинариях, затем перешёл в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1856—1862 году работал на кафедре сравнительного богословия и русского раскола, в 1862 – 1868 – на кафедре русской гражданской и церковной истории, с 1868 г. до смерти – на кафедре русской гражданской истории. 5 февраля 1857 г. Коялович был утверждён в звании магистра богословия. С 1865 г. – член Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода. В 1873 г. стал доктором богословия (диссертация «История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800)») и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а в 1881 стал заслуженным ординарным профессором. С 23 мая 1868 г. – член Славянского Общества. С 25 ноября 1890 г. – почетный член Общества.

Область научных интересов, значение в науке

К. знаменит своим вкладом в изучение истории исторической науки в России. Его «История русского самопознания» стала одним из краеугольных камней изучения истории исторической науки (т.е. историографии историографии). На его трактовке истории истории в России в полной мере сказались политические убеждения и религиозные взгляды. Уроженец того региона, который в «дореволюционную пору» назывался «Западной Русью», он с юности проникся патриотическими идеями и православной религией. В своём историографическом труде он сознательно и даже провокационно отказывается от объективного подхода, ратуя за субъективизм. При этом, самому ему ближе всех субъективизм славянофильский, который «больше всех других обнимает фактическую часть русской истории и лучше других освещает действительные и существенные её стороны». Сила К. не только в этой честности, но и в том, что он чрезвычайно уважительно относится к исторической науке, считая её самопознанием, а историографию, соответственно, историей самопознания. Можно не быть таким патриотом, как К., но идеи его по поводу истории не могут не вдохновлять. Ещё одна сфера исторического знания, в которую К. внёс весомый вклад – история той самой Западной Руси, т.е. нынешних Белоруссии и Украины. Исследования К. посвящены истории униатства, церковной и общей истории Западного края, истории русского самосознания. Он был приверженцем и одним из идеологов запднорусизма, отстаивал точку зрения, что белорусы являются самобытной частью русского народа наравне с великороссами и малороссами, развивал национально-монархические идеи, идеи единства русского народа. Литовцев К. считал ветвью («племенем») западнорусского народа, наряду с белорусами и малоросами, при этом называя их «„сторожевым полком русским“, защищавшим Русь от прусских и ливонских рыцарей». По мысли К., вся история Западной Руси — это русская история, здесь живёт русский народ, местное белорусское наречие — это «мост» между малороссийским и великорусским наречиями. Как это часто бывает в истории исторической науки, его научные работы тесно смыкались с публицистическими. Он опубликовал массу статей в таких периодических изданиях , как «Церковный Вестник», «Христианское чтение», «Журнале Министерства народного просвещения», газете «День» и других изданиях И. С. Аксакова, «Русском инвалиде», «Гражданине», «Правде», «Новом Времени» и др. Как отмечал проф. И. С. Пальмов в своей известной речи почти не было более или менее важного события или вопроса в общественно-религиозной жизни Западного края, которого не касался бы К.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1857МагистерскаяЛитовская церковная уния
1873МагистерскаяИстория воссоединения униатов старых времён (до 1800 г.)

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
История православной церкви (СПбДА)
История России (СПбДА)

Ученики

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 48

Основные труды

Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 571—74, 721—22. Пальмов И. С. Памяти Михаила Иосифовича Кояловича (23 августа 1891 г) // Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Изд. четвертое. Минск, 1997. С. 5 – 28. Черепица В. Н. Михаил Осипович Коялович. История жизни и творчества. Гродно, 1998. Чернобаев А. А. Коялович Михаил Осипович // Историки России. Биографии — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. С. 223—228.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб. Фонд 277. Опись 1. Дело 2449. Об увольнении экстраординарного профессора Моисея Голубева от должности эконома и бакалавра Самуила Михайловского от должности помощника библиотекаря; об определении на их места помощника эконома Ивана Чельцова и бакалавра Михаила Кояловича ЦГИА СПб. Фонд 277. Опись 1. Дело 580. Коялович Михаил ЦГИА СПб. Фонд 277. Опись 1. Дело 3204. Об увольнении в отпуск профессоров Кояловича и Каринского ЦГИА СПб. Фонд 492. Опись 2. Дело 6829. Об избрании на вакантные профессорские кафедры г.г. Гатцука, Воронова и Русанова и на адъюнкт-профессорскую кафедру Кояловича

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.