Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1855 | 1859 | Горный институт | Преподавал физику и математику. | |||
1858 | 1859 | Морской кадетский корпус | Преподавал в офицерских классах. | |||
1883 | 1887 | Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге | Читал лекции по истории изящных искусств | |||
1886 | 1909 | Старший хранитель | Эрмитаж | Картинная галерея |
С. родился 11 мая 1830 года в селе Отрада Клинского уезда Московской губернии. Его отцом был столбовой дворянин - Иван Иосифович Сомов. С. был одним из четырнадцати детей в семье. Отец его вследствие неосторожных и больших расходов обеднел, когда Андрей Иванович был еще ребенком. Ребенком его отправили в Петербург - воспитываться и жить в семью старшего брата, Осипа Ивановича. В столице Андрей Иванович поступает в 4-ую Петербургскую (Ларинскую) гимназию. В 1849 году С. заканчивает гимназию и поступает на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В юности, еще во время обучения в Университете проявлял склонность к искусству. Занимался рисованием у бывшего гимназического учителя Ф.О. Будкина. Университет (физико-математический факультет) заканчивает в 1854 году. Затем занимается преподавательской деятельностью в области физико-математических наук до конца 50-х годов. Затем решает связать свою жизнь с искусством. Впрочем интерес к живописи и культурной жизни столицы Сомов проявляет еще и во время учебы в Университете, он печатается в журналах - и начинает уже с 1857 г. (журнал Светотень, с 1863 г. - Санкт-Петербургские ведомости).
Уваровская премия (1873 г.) (давалась, в основном, за труды по русской истории) была выдана за работу “Описание собрания Императорской академии художеств” (т.1-3, 1872-1886). Впервые за всю историю Академии - труд по искусствоведению был признан научным.
Еще преподавая физику и математику в разных учебных заведениях Петербурга. В 1863 г. появилась статья "Академическая выставка 1863 года" посвященная указанному в названии статьи событию. Первая крупная работа Сомова в области создания каталогов для музеев - описание собрания Императорской академии художеств (т.1-3, 1872-1886). За эту работу Андрей Иванович получил Уваровскую премию. Произведения коллекции Академии хранились и выставлялись в произвольном порядке, что затрудняло зрителю просмотр и понимание. С. связывал доступность музея с появлением каталога и в 1871 г. он высказывает желание заняться подготовкой такого каталога. По плану ученого должно было быть создано 4 тома. Первый Сомов хотел посвятить оригинальным произведениям русской живописи. Второй включил бы в себя каталог портретов зала Совета Академии. Третья книга должна была быть посвящена картинам иностранной школы. Завершающий том - описание картин, переданных в дар Академии графом Н.А.Кушелевым-Безбородко. После создания каталога для собрания Академии Художеств С. идет дальше в области популяризации музейного собрания и искусства в целом - он предлагает руководству Академии создать собственный печатный орган. В результате через 9 лет после появления “описания собрания Императорской академии художеств” появляются “Вестник изящных искусств” и приложение к журналу - “Художественные новости”. Редактором изданий становится С. Следуя идее о том, что журнал не должен придерживаться какой то одной точки зрения, а должен ради научного блага быть выразителем различных точек зрения, ученый сразу же привлекает к написанию статей для журнала как авторов, придерживающихся демократических взглядов, таких как Стасов, Собко, Петров, так и сторонников академической науки - Чуйко, Соловьева, Матушинского. В журнале публиковались статьи по истории искусства различных стран и эпох, в том числе и по истории искусств восточных цивилизаций. Также на страницах журнала говорилось и о музеолгии. Печатались как и обзоры художественных собраний, так и статьи по методике комплектования собраний и атрибуции. На страницах “Художественных новостей” печаталась хроника художественной, музейной жизни, а также библиографические обзоры. В 1886 г. С. был назначен старшим хранителем Картинной галереи Эрмитажа. До С. работу по каталогизации собраний проводил Э. Брюнингк, который был, как и Андрей Иванович - старшим хранителем Картинной галереи. Через два года после вступления в должность С. создал первый том каталога, посвященный итальянской и испанской школе живописи. Первый том был издан в 1889 г. После этого первый том переиздавали четыре раза, каждый раз внося дополнения. В начале каталога была помещена вступительная статья С., посвященная истории возникновения галереи, истории собрания, как и благодаря кому оно пополнялось, также автор посвятил часть статьи своим предшественникам, хранителям галереи. Новый каталог был построен по алфавитному принципу, вместо топографического, или хронологического. В этом заключалось его новшество. Описания произведений стали объемнее. Кроме размеров и описания техники приводились сведения о копиях с указанием их местонахождения, также говорилось об отличиях от оригинала. Дана была информация о проводившихся реставрациях. Сюжет картины описывался кратко, зато повышенное внимание уделялось вопросам атрибуции - описывалась история создания, мнения ученых по поводу принадлежности картины тому или иному мастеру. Новый каталог был снабжен обширным иллюстративным рядом. Второй том был посвящен картинам немецкой и нидерландской школ и был готов в 1893 г. В 1895 г. вышла третья часть издания о картинах английской, французской и русской школы живописи. В издание каталогов 1899 г. С. добавил картины, обнаруженные в Лазенковском дворце в Варшаве. Затем при проведении инвентарной описи в Царском селе, в квартире лейб-медика Гирша – нашли картину Рембрандта – «Беседа Христа с самарянкой». Сомов пишет статью посвященную находке - «Новые Рембрандт и Эльсгеймер в Императорском Эрмитаже». С. уделяет особое внимание сохранности ценностей и потому готовит предложения по переустройству отопительной и вентиляционной системы в музее. Меры эти однако не были осуществлены. Ремонт в Эрмитаже был проведен лишь в 1911-12 гг., уже после смерти Андрея Ивановича. Развеска картин уже проходила под руководством учеников С. - Ж. А. Шмидта и Э. К. Липгарта. Помимо указанной выше деятельности, С. как художник-любитель занимался офортом, основал Общество русских аквафортистов (1871), ставящее своей целью распространение в России этой художественной гравюрной техники. Издал монографии о К. П. Брюллове, П. А. Федотове. Историк также занимался переводами. Еще в 1859—1862 годах в Журнале Главного управления путей сообщения и публичных зданий опубликовали его перевод на русский язык сочинения Галилея: «Разговоры идоказательства относительно законов движения».
Елена Дмитриевна Поленова. 1850-1898: [Очерк жизни и творчества]. М., 1902. История изящных искусств: Лекции проф. А.И. Сомова. 1885-1886 г / Высш. жен. курсы. СПб., [1886]. История искусства всех времен и народов. Т. 1 : Искусство дохристианских и нехристианских народов Т. 1: / Пер. с нем. под ред. А.И. Сомова, ст. хранителя Имп. Эрмитажа. СПб., 1903. История искусства всех времен и народов. Т. 2 : Искусство христианских народов до конца XV столетия Т. 2 / Пер. с нем. под ред. А.И. Сомова, ст. хранителя Имп. Эрмитажа, и (начиная с 26 л.) Д.В. Айналова, проф. Имп. С.-Петерб. ун-та. СПб., [1909]. Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве / [Соч.] А. Сомова. СПб., 1876. Краткое руководство к гравированию на меди крепкой водкой: По Делешану, Лаланну... и др / Сост. А. Сомов. 2-е изд. Санкт-Петербург, 1885. Новые Рембрандт и Эльсгеймер в Императорском Эрмитаже // Искусство и художественная промышленность. 1898. № 1. С. 105-112. Павел Андреевич Федотов: [Критико-биогр. очерк]. СПб., 1878. Картинная галерея Императорской Академии художеств: I-III. I: Каталог оригинальных произведений русской живописи / Сост. А. Сомов, почетный вольный общник Академии. СПб., 1872. Картинная галерея Императорской Академии художеств: I-III. II: Каталог произведений иностранной живописи (оригиналов и копий) / Сост. А. Сомов, почетный вольный общник Академии. СПб., 1874. Картинная галерея Императорской Академии художеств: I-III. III: Каталог галереи графа Н.А. Кушелева-Безбородко / Под наблюдением А.И. Сомова сост. Б.К. Веселовский. СПб., 1886. Картины Эрмитажа: Для посетителей этой галереи сост. А. Сомов. СПб., 1859. Каталог картин, находящихся в Императорском Лазенковском дворце в Варшаве / сост. А. Сомов. Варшава, 1895.
Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. М.: Искусство, 1985. - 166 с. Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764-1917) / [Предисл. Б.Б.Пиотровского; Вступ. ст. Н.Н. Никулина]. - Л : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1985. - 407 с. Мартынов И.Н. Андрей Иванович Сомов и его роль в развитии русского искусствознания второй половины ХIХ-начала ХХ веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04. – М., 2000. - 221 с. Мартынов И.Н. Каталог картинной галереи Эрмитажа А.И. Сомова и его роль в истории музейного дела в России / Мартынов И.Н. // Вопросы музеологии. 2012. № 2. С. 26-39. Острой О.С. История искусствоведческой библиографии в России, 1917-1991 / Рос. нац. б-ка. СПб : Изд-во Рос. нац. б-ки, 1994. - 232 с. Сотрудники Императорского Эрмитажа. 1852 – 1917. Биобиблиографический справочник./ Авт.сост. Г.И. Качалина, В.Ф. Маришкина, Е.М. Яковлева. СПб: изд-во Государственного Эрмитажа, 2004 – 174 с.
НА ГЭ. Ф.1. Оп.12. д.70 (личное дело). РГАЛИ. ф. 868 (личный фонд), 11 ед. хр., 1872-1892
И.В. Сидорчук И.Л. Тихонов
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.