Должность | Учреждение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1869 | 1873 | Хранитель | Петербургский университет | Музей изящных искусств и древностей | Историко-филологический | |
1873 | 1884 | Приват-доцент | Петербургский университет | Кафедра теории и истории искусств | Историко-филологический | |
1875 | 1887 | Профессор | Академия художеств | |||
1884 | 1887 | Экстраординарный профессор | Петербургский университет | Кафедра теории и истории искусств | Историко-филологический | |
1887 | 1897 | Профессор | Университет Св.Владимира | Историко-филологический | ||
1897 | 1916 | Ординарный профессор | Петербургский университет | Кафедра теории и истории искусств | Историко-филологический | В декабре 1898 г. ему присваивается звание заслуженного профессора; а с сентября 1900 г. он выходит из штата, продолжая вести учебные занятия до 1905 г. и числясь профессором историко-филологического факультета вплоть до своей смерти. |
Внеуниверситетская деятельность П. была весьма многообразна и не ограничивалась лишь преподаванием в других учебных заведениях. Вскоре после начала педагогической карьеры в университете начинается его деятельность в качестве художественного критика — в 1875–1878 гг. он редактирует художественный отдел иллюстрированного журнала «Пчела». Параллельно с преподаванием в университете с 1875 по 1887 г. он читает лекции по античному искусству в Императорской Академии художеств (в должности профессора истории изящных искусств). С 1881 г. по приглашению гр. А.С. Уварова П. участвует в работе по оформлению интерьеров Исторического музея в Москве (именно для него историком были выполнены копии мозаик Киевского Софийского собора и Златоверхого Михайловского монастыря для залов №7 и №8, посвященных истории Древней Руси). В дальнейшем на протяжении 1880-х гг. П. неоднократно исследует древнерусские архитектурные Киева и Владимира Волынского, выполняет копии обнаруженных фресок и мозаичной отделки. В 1884 г. он открывает новую грань своего творчества, составляя проект и организовывая работы по отделке новосооруженного Владимирского собора в Киеве (к участию в оформлении им были привлечены такие известные художники, как В. Васнецов, М. Нестеров и др.). В связи с этим в 1887 г. его переводят из Петербурга в Киев, где он начинает преподавать в должности ординарного профессора на кафедре истории изящных искусств Университета св. Владимира (до 1897 г.). По возвращении в Петербург (1897) П. вновь обращается к художественной критике (журнал «Художественные сокровища России»); начинает читать специализированные курсы по истории искусства на Высших женских (Бестужевских) курсах (1900–1907 гг.).
Общественная деятельность П. тесно соприкасалась с его научной и творческой работой. Ведя занятия в университете и Академии художеств, он одновременно принимал активное участие в различных популяризаторских проектах — читал публичные лекции по истории искусства (в Петербурге и Москве), организовывал художественные выставки. Еще в годы первой заграничной командировки (1869–1873) П. был избран в действительные члены Германского археологического института в Риме (в тот момент именовался «Instituto di correspondenza archeologica»). В Италии (где он неоднократно встречался со стажировавшимися там русскими художниками) состоялось также и его знакомство с С.И. Мамонтовым, на основе которого впоследствии вырос знаменитый Абрамцевский кружок, объединивший многих известных русских художников, музыкантов, театральных деятелей и ученых того времени. В 1874 г. П. стал действительным членом Императорского Русского археологического общества. А в начале 1890-х гг. он, находясь под глубоким впечатлением от своих исследовательских поездок по странам Восточного Средиземноморья, выступил одним из инициаторов создания Русского археологического института в Константинополе (РАИК, основан в 1895 г.).
Круг исследовательских интересов П. весьма широк. Первоначально главным объектом его изысканий являлась история античного — в первую очередь греческого — искусства, анализу которого он посвятил себя в студенческие годы и в период первой европейской командировки (в Германию, Англию, Францию и Италию). Этот же предмет стал темой большинства лекционных курсов, представленных им в российских учебных заведениях. Однако со временем сфера его исследований постепенно расширялась. С начала 1880-х гг. он обращается к изучению древнерусского искусства, а также художественных памятников Древнего Востока и Византии.
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1871 | Магистерская | Исследования по истории греческого искусства | |
1880 | Докторская | Критические наблюдения над формами изящных искусств. Зодчество Древнего Египта |
Факультет преподавания | Название курса | |||
---|---|---|---|---|
1873 | 1876 | Историко-филологический | История греческой пластики | 1873–1874, 1874–1875, 1875–1876 |
1877 | 1884 | Историко-филологический | История греческого искусства | 1877–1878, 1878–1879, 1879–1880, 1881–1882, 1882–1883, 1883–1884 |
1885 | 1887 | Историко-филологический | История греческого искусства с древнейших времен до Александра Великого | 1885–1886, 1886–1887 |
1885 | 1887 | Историко-филологический | Практические занятия: Изучение классического отела собрания Императорского Эрмитажа, отдела изваяний и ваз | 1885–1886, 1886–1887 |
1885 | 1901 | Историко-филологический | Практические занятия: Изучение собрания слепков Императорской Академии Художеств | 1885–1886, 1886–1887, 1900–1901 |
1897 | 1897 | Историко-филологический | Введение в историю классического искусства | |
1897 | 1897 | Историко-филологический | Объяснение важнейших памятников греко-римской пластики по слепкам в Императорской Академии художеств | |
1898 | 1898 | Историко-филологический | Краткий очерк истории греко-римского искусства | |
1898 | 1898 | Историко-филологический | Объяснение произведений классической пластики, хранящихся в Императорском Эрмитаже | |
1898 | 1899 | Историко-филологический | Разбор важнейших свидетельств древних авторов, касающихся истории классического искусства | |
1898 | 1899 | Историко-филологический | Толкование памятников классической пластики в музее Императорской Академии Художеств и Императорском Эрмитаже | |
1898 | 1900 | Историко-филологический | Толкование памятников итальянской живописи и пластики времен Возрождения в музее Императорской Академии Художеств и Императорском Эрмитаже | 1898–1899, 1899–1900 |
1899 | 1900 | Историко-филологический | Толкование важнейших литературных и документальных источников по истории классического искусства | |
1900 | 1901 | Историко-филологический | Греческая художественная мифология по памятникам поэзии и наглядных искусств | |
1904 | 1905 | Историко-филологический | Греческая мифология по памятникам греческой пластики и живописи | |
1904 | 1905 | Историко-филологический | Теория изящных искусств |
Ахилл Эрмитажа. СПб., 1868. 12 с.
Исследования по истории греческого искусства. 1. Древнейшие памятники пластики из Ксанфа в Ликии (с атласом). 2. О композициях фронтонных групп Эгинского храма Афины. СПб., 1871. [4], 84 с.
Критические наблюдения над формами изящных искусств. Вып. 1 (Зодчество Древнего Египта). СПб., 1880. [4], VIII, 108 с.
Выставка копий с памятников искусства в Киеве X, XI и XII в., исполненных А.В. Праховым. Пб., 1882. VI, 46 с.
Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII века, исполненное в 1881 и 1882 гг. А.В. Праховым, действительным членом Русского археологического общества. СПб., 1883. [2], 13 с.
Лекции по истории искусств, читанные проф. Праховым. Высшие женские курсы. С.П.Б. 1903–1904 г. [СПб.,] [1904]. 16, 139 с.
Альбом исторической выставки предметов искусства, устроенной в 1904 году в С.-Петербурге… в пользу раненых воинов. СПб., [1908]. 323 с.
Литература: Стасов В.В. Русское сочинение об египетской архитектуре // ЖМНП. 1880. №10. С. 402–449; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1896. Т. II. С. 129–138; «А.В. Прахов». Некролог // Зодчий. 1916. 15 мая. №20. С. 195–196; Адриан Викторович Прахов [Некролог] // Отчет о состоянии и деятельности Императорского Петроградского университета за весеннее полугодие 1916 года. Пг., 1916. С. 45–47; Коростовцев М.А., Ходжаш С.И. Адриан Викторович Прахов (1846–1916) // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Вып. III. С. 111–118; Адриан Викторович Прахов // Музей-заповедник «Абрамцево»: очерк-путеводитель / О.И. Арзуманова и др. М., 1984. С. 148–149; Пастон Э. Прахов Адриан Викторович // Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003. С. 412.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 5. Д. 2600 (Студенческое дело); Ф.14. Оп. 1. Д. 6211 (О прошении Прахова на разрешение ему пользоваться книгами библиотеки университетской); Д. 6616 (Об оставлении кандидата Прахова стипендиатом для приготовления к экзамену на степень магистра по теории и истории искусств); Д. 6714 (Об определении кандидата Прахова помощником хранителя музея Древностей и изящных искусств. Тут же об избрании его в доценты); Д. 8371 (О приглашении профессоров Помяловского, Васильевского и доцентов Замысловского и Прахова в особую комиссию для рассмотрения проекта Устава и штатов исторического музея в городе Москве).
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Ф. 23 (Прахов А.В.).
Государственный Русский музей (ГРМ). Ф. 139 (Прахов А.В.).
РГИА. Ф. 733. Оп. 150. Ед. хр. 1031 (О профессорах и приват-доцентах университета св. Владимира).
И.П.Потехина
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.
Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.
База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914–1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук