Антарова Конкордия (Кора) Евгеньевна
1886 — 1959

Антарова Конкордия (Кора) Евгеньевна

(18861959)

Место рождения

Варшава

Место смерти

Москва

Место захоронения

Новодевичье кладбище в Москве

Образование

  • ВЖК в СПб (1904)
  • Санкт-Петербургская консерватория (1907)

Учителя

  • И. П. Прянишников
  • К. С. Станиславский

Годы научной деятельности

1931 — 1932

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19311932Публичная библиотекаСектор хранения

Основные вехи жизни

Отец — чиновник Министерства народного просвещения, мать – двоюродная сестра народовольца А.В. Тыркова, состояла в родстве с С. Л. Перовской.

По окончании гимназии (1901) зарабатывала уроками. Приехала в Петербург и поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (окончила в 1904 г.). В 1907 г. окончила Петербургскую консерваторию (по классу И. П. Прянишникова). C 1901 г. училась на Высших женских (Бестужевских) курсах, а также в Петербургской консерватории. На плату за учебу зарабатывала сама.  В 1900-х гг. выступала в Народном доме и Мариинском театре (в 1907 – 1908  гг. – солистка).   В 1908 г. А. переезжает в Москву, где стала членом  Кружка любителей русской музыки.  С 1908 по 1936 гг. –  солистка Большого театра. В 1918 – 1922 гг. –  участница Оперной студии Большого театра, которой руководил К.С. Станиславский.  В 1930 г. была солисткой Второго ГАТОБа (Москва), после чего оставила вокал. 25 дек. 1930 А. уволилась из театра, а в 1931 переехала в Ленинград.

25 ноября 1931 г. А. поступила в ПБ техническим сотрудником Сектора хранения. 1 янв. 1932 г. была переведена на должность помощника библиотекаря. 8 июля 1932 г. А. была уволена по личному заявлению.

Общественная деятельность

В 1946 г. А. создала при Всероссийском театральном обществе Кабинет К. С. Станиславского.

Область научных интересов, значение в науке

Во время войны жила в Москве, писала трёхтомный теософский роман «Две жизни» (впервые был издан только в 1993 г.). Автор  мемориальных очерков и литературных записей бесед  К. С. Станиславского (1939); автор бесед с В. И. Качаловым, записей «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день». Занималась педагогической деятельностью.

Основные труды

Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918 – 1922 гг. М.; Л., 1939;

Моя работа над ролью Графини в “Пиковой даме” // Чайковский и театр: Ст. и материалы. М.; Л., 1940;

Из записей репетиций К. С. Станиславского // Театр. 1951. № 5;

Памяти чудесного певца // Василий Родионович Петров: Сб. ст. и материалов. М., 1953;

Искусство, одухотворенное человечностью // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. М., 1967;

Две жизни. Мистический роман. М., 2017. Ч.1-3.

Основная биобиблиография

Справ.: БСЭ. 2-е изд.; Театральная энциклопедия.; Муз. энц.;

Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М.; Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750—1917: Указатель. М., 1991.

Лит.: Бугославский С. А. Концерт К. Е. Антаровой // Зрелища. 1921. № 26;

Он же. Антарова // Там же. 1923. № 35;

Грошева Е. А. Обновленная классика // Сов. музыка. 1976. № 3;

Грошева Е. А. Большой театр Союза ССР. М., 1978;

Стриженова М. С. К. Е. Антарова // Антарова К. Е. Две жизни. Ч. 3, кн. 2;

Тюляев С. И. Из воспоминаний // Там же.

Некр.: Сов. культура. 1959. 10 февр.

Архив, личные фонды

Арх. РНБ. Ф. 10/5; ОР РНБ. Ф. 173, оп. 1, д. 329, оп. 2, № 265.

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (19171934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.