Акимов Афанасий Никитович (Никитич)
1886 — 1942

Акимов Афанасий Никитович (Никитич)

(18861942)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Духовенство

Место рождения

с. Тросна Кромского уезда Орловской губернии

Место смерти

Ленинград

Образование

Санкт-Петербургская духовная академия (?1911)

Учителя

  • Успенский Федор Иванович

Годы научной деятельности

1911 — 1942

Этапы научной карьеры

ДолжностьУчреждение
19181919Санкт-Петербургская Духовная академияБиблиотека
19191919Научный сотрудник 1 разрядаПубличная библиотека
1930Институт инженерного водного транспорта

Основные вехи жизни

Окончил земскую школу, 2-е Орловское духовное училище, затем Орловскую духовную семинарию (1907). В 1911 г. окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Одновременно с занятиями в Академии учился в Археологическом институте, который окончил в 1910 г. (по др. источникам в 1911). Слушал лекции на историческом отделении историко-филологического факультета Новороссийского университета (1915). В 1925 г. окончил Высшие педагогические курсы при Технологическом институте. Владел древнегреческим, новогреческим, латинским, французским, немецким и турецким языками.

По окончании Духовной академии в 1911 г. был направлен для преподавания в Русское коммерческое училище в Константинополе. По приглашению академика Ф. И. Успенского принял участие в обследовании важнейших книгохранилищ Востока (Афины, Александрия, Каир, Иерусалим, Бейрут и др.) в целях поиска рукописных материалов по истории Византии XII в. В 1914 г. с той же целью совершил поездку на Афон.

После разрыва с Турцией в октябре 1914 г. вместе с Константинопольским коммерческим училищем эвакуировался в Одессу, продолжая в нем преподавать. В сентябре 1915 г. в связи с закрытием училища А. переехал в Петроград. В Петрограде был преподавателем психологии, истории педагогики и дидактики в Царскосельской женской гимназии, преподавал историю в Исидоровском епархиальном женском училище и философскую пропедевтику в Петербургской женской гимназии Н. Н. Зворской.

По приглашению библиотекаря библиотеки Петроградской Духовной академии с 1 июля 1918 г. исполнял обязанности помощника библиотекаря. Был одним из инициаторов передачи библиотеки Духовной академии в ведение Публичной библиотеки, сохранив  занимаемую должность. 23 январе 1919 г. зачислен научным сотрудником по I отделению ПБ. С 15 июня 1919 был уволен “в связи с сокращением штата”.

В июне 1920 г. был избран секретарем Бюро по делам Русского архивного института в Константинополе при ГАИМК. В 1921 - 1923 гг. был ученым секретарем Российского Палестинского общества.

До революции публиковал статьи о положении духовенства в России и на Востоке, славянофилах и богоискательстве в «Орловском епархиальном вестнике», «Церковном вестнике», газете «Колокол». Опубликовал серию корреспонденций с Востока. Написал, но не опубликовал «Очерки индустриальной педагогики» (1926).

В 1930-е гг. преподавал индустриальную педагогику в Педагогическом техникуме им. Н. А. Некрасова, в Текстильном техникуме, в Институте инженерного водного транспорта.

Репрессирован. 4 ноября 1930 осужден тройкой ОГПУ ЛВО по статье 58 п.11 УК РСФСР, признан виновным в том, “что будучи идейным противником советского строя, скрыл свое социальное происхождение и положение в прошлом, заполняя анкеты, также скрыл свое сотрудничество в церковно-погромной газете “Колокол” и пользуясь этим, проник в ряды советских педагогов с целью проводить свою антисоветскую идеологию среди учащейся молодежи”. Приговорен к заключению в лагере сроком на пять лет. Реабилитирован посмертно 21 июля 1989.

Область научных интересов, значение в науке

Богослов, педагог, библиотекарь, библиограф, исследователь Востока. С 1916 г. был членом научной комиссии “Константин Порфирородный” при Петербургской Академии наук. По поручению этой комиссии составил полную библиографическую литературу о Константине Порфирородном на русском и новогреческом языке. Кандидатское сочинение А. по богословию “Состояние Византийской церкви во второй половине XII века (1143 – 1186): Исторический очерк” было отмечено в 1911 г. премией. Совет Петербургской Духовной академии разрешил переработать его для представления на степень магистра богословия на тему “Византийская церковь в XII веке”, но о защите А. магистерской диссертации по богословию сведений нет.

Основные труды

Церковь и славянство, по воззрениям И. С. Аксакова: По поводу 25-летия со дня смерти: Юбилейный этюд. Орел, 1911.

Архив, личные фонды

Архив. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 16; ОР РНБ. Ф. 574, оп. 1, д. 912; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 63, 64, 105.

Составители и редакторы

Т.Н.Жуковская

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (19171934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.