Ефименко (урожд. Ставровская) Александра Яковлевна
1848 — 1918

Ефименко (урожд. Ставровская) Александра Яковлевна

(18481918)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Чиновничество

Семейное положение

Замужем. Муж: Пётр Савич Ефименко; дети: Александра, Татьяна, Тарас и Пётр

Место рождения

село Варзуга Кольского уезда Арханегельской губ.

Место смерти

хут. Любочка, Волчанский район, Харьковская область

Место захоронения

Похоронена в селе Революционное Волчанского района Харьковской области

Образование

Юрьевский университет

Учителя

  • В.Б. Антонович

Годы научной деятельности

1870 — 1918

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
18641872Учительница
19071910ПреподавательницаВысшие женские (бестужевские) курсы
19101917ПрофессорВысшие женские (бестужевские) курсы

Основные вехи жизни

В 1863 г. окончила гимназию (вернее женское училище первого разряда, приравненное к гимназии) в Архангельске. В 1864 г стала работать учительницей в Холмогорах, где в 1870 г. вышла замуж за ссыльного студента, ставшего известным этнографом и фольклористом. Среди детей известность получил Пётр Петрович Ефименко – советский археолог, специалист по палеолиту. Татьяна – поэтесса «серебряного века», автор известного поэтического сборника. Е. начинала в качестве писательницы, но выходят и первые её научные работы. В 1872 г. мужу разрешили переехать в Воронеж для дальнейшего отбывания ссылки. Семья переезжает, но в 1879 г. оседает в Харькове. В 1907 г. снова переезд, на этот раз в Петербург. В 1907 – 1917 гг. являлась преподавательницей Бестужевских курсов. В 1908 г. умер муж. В 1910 г. Харьковский университет по случаю 40-летия научной деятельности возвёл её в степень почетного доктора (honorius causa), а Бестужевские курсы избрали её профессором. В 1917 г. Е. вместе с дочерью переехала на хутор в Харьковскую губернию. Здесь в декабре 1918 г. она была убита бандитами неизвестной окраски: не то красными, не то зелёными.

Область научных интересов, значение в науке

Е. внесла выдающийся вклад в историческую науку. Её обычно относят к «народнической» историографии, что в целом можно принять, но с поправкой на относительность выделения самих подобных направлений, во-первых, и самостоятельность мышления оригинального историка, каковой и была Е., во-вторых. Не случайно К. Маркс в своём конспекте её работы «Артели в Архангельской губернии» специально отмечал места её несогласия с народническими определениями общины. Как бы то ни было, именно община оказалась в поле зрения историка. Не случайно свою книгу «Крестьянское землевладение на крайнем Севере» она считала главным трудом жизни. Концепция Е. о наличии долевого владения землей у крестьян как переходную форму к более поздней поземельной общине. В поисках «долевого владения» Е. сближалась с Ф. И. Леонтовичем, но именно в её работах, в спорах с П. А. Соколовским изучение общины поднялось на недосягаемую до той поры высоту. В отличие от Соколовского, Е. не верила в существование древней общины-волости, близкой к германской марке в концепции Маурера. Она считала первичной формой поземельного строя большую семью: «печище» – на севере и «дворище» – на юге. В процессе разложения большой семьи возникает «долевая деревня», которая, в зависимости от условий, могла эволюционировать и в общину и в подворно-участковое владение. Условие перехода к общине – вмешательство государства. И вот здесь, несмотря на отрицание этого с её стороны, она близко подходит к построениям Б. Н. Чичерина, который указывал на примат государства в созидании общины в России. Е. широко изучала также обычное право, этнографические особенности русских на Севере и украинцев на Юге. Её работы, посвященные различным формам народного права и закона стали классическими и до сих пор не превзойдены. Отдельно надо отметить её вклад в украиноведение. Е. изучала самые разные явления и процессы: историю литовско-русских данников; историю Правобережной Украины, судьбы малорусского дворянства, украинские братства, борьбу украинцев с поляками и т.д. Сила её подхода к украинской истории заключается в том, что она не впадала в крайности национализма и в то же время не становилась на великодержавные позиции, стремясь подойти к истории Украины с максимально объективных позиций. Е. была прекрасным просветителем в области исторической науки. В 1896 г. её учебник занял первое место в конкурсе на лучший учебник по истории Украины. Ею был написан «Элементарный учебник русской истории», выдержавший с 1911 по 1918 гг. семь изданий.

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
19071917Бестужевские курсыИстория Украины1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917

Ученики

Основные труды

Исследования народной жизни, выпуск 1, 1884. Южная Русь (в 2-х тт.), 1905. История украинского народа. Вып.1 – 2 . СПб., 1906 История Украины и её народа. Изд.второе. М.: Книжный дом «Либроком», 2011

Основная биобиблиография

Вернадский Г. В. Русская историография. М.: «Аграф», 1998. Дойков Ю. В. Александра Яковлевна Ефименко // Юрий Дойков. Самые знаменитые историки России. М.: «Вече». 2004. С. 146—155 Ефименко Александра Яковлевна // Большая Советская Энциклопедия. Третье издание. Т. 9. Евклид – Ибсен. М.; 1972. с. 108. Стб. 108. Ефименко А. Я. Автобиография // Первый женский календарь на 1908 г. Под ред. П. Н. Ария. Гл. V. С. 17. Рубинштейн Н. Л. Русская историография. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. Смолий В. А. А. Я. Ефименко: Очерк жизни и научного творчества //Ефименко А. Я. История украинского народа. — Киев, 1990. — С. 403 – 426. Марков П. Г. А. Я. Ефименко – историк Украины. Киев: Изд-во КГУ, 1966. Платонов С. Ф. Лександра Яковлевная Ефименко //Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 617 – 620.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.