Николай Николаевич Ге родился 15 (27) февраля 1831 г. в Воронеже в дворянской семье. В 1847 г. поступил на физико-математическое отделение философского факультета университета Св. Владимира в Киеве, откуда в 1848 г. перевелся в Санкт-Петербургский университет. В 1850 г., оставив занятия в университете, поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у П.В. Басина по классу исторической живописи. Своим подлинным учителем считал К.П. Брюллова, талант которого высоко ценил. В 1856 г. окончил Академию художеств с большой золотой медалью за картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы)» и званием классного художника 1-й степени.
В 1857 г. в качестве пенсионера Академии художеств уехал учиться в Италию, где пробыл до 1869 г., посетив также Германию, Швейцарию и Францию. Находясь за границей, писал портреты, пейзажи, картины на евангельские темы. В 1863 г. получил звание профессора Императорской Академии художеств за картину «Тайная вечеря».
Вернувшись в Петербург, в 1870 г. стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и был избран в правление объединения. Обратившись к исторической живописи, в 1871 г. создал одно из своих наиболее известных полотен – «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», экспонировавшееся на I передвижной художественной выставке.
В 1876 г. временно оставил живопись и поселился в своем имении – хуторе Ивановском в Черниговской губернии, посвятив себя хозяйству и общественной деятельности. Возвращение Н.Н. Ге в искусство состоялось в 1884 г., когда увидел свет написанный им портрет писателя и единомышленника Л.Н. Толстого, а также ряд других известных полотен.
Скончался 1 (13) июня 1894 г. в хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии, где и был похоронен.
Выдающийся живописец, график
Н.Н. Ге – автор ряда живописных картин и портретов, среди которых наиболее известные:
1) «Возвращение с погребения Христа» (1859, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
2) «Тайная вечеря» (1863, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
3) «Вестники Воскресения» (1867, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
4) «Портрет А.И. Герцена» (1867, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
5) «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
6) «Портрет Л.Н. Толстого» (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
7) «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
8) «Суд Синедриона. "Повинен смерти!"» (1892, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
9) «Распятие» (1894, Музей Орсе, Париж)
10) «"Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Работы о жизни и творчестве Н.Н. Ге:
1) Зограф Н.Ю. Николай Ге. М., 1974.
2) Левадонский С.Н. «Искусство перетянуло, и я поступил в Академию». Н.Н. Ге // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета. Т. II. СПб.: Издательство «Знаменитые универсанты», 2003. С. 17-35.
3) Матвеева И.Ю., Евлампиев И.И. Картина Н.Н. Ге «Тайная вечеря» и споры о религиозном искусстве // Вече. 2018. № 30. С. 89-106.
4) Николай Ге. Вектор судьбы и творчества: Материалы международной научной конференции. М., 2014.
5) Николай Николаевич Ге. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников / Сост. Н.Ю. Зограф. М., 1978.
6) Порудоминский В.И. Николай Ге. М., 1970.
7) Его же. Что есть истина? Жизнь художника Николая Ге. СПб., 2020.
8) Стасов В. Н.Н. Ге. Его жизнь, произведения и переписка. М., 1904.
9) Тарасов В.Ф. Н.Н. Ге. Л., 1989.
10) Чукчеева М.А. Картина Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»: исторические источники и восприятие современников // Искусствознание. 2021. № 2. С. 172-201.
Личные фонды:
1) РГАЛИ. Ф. 731
2) Черниговский областной исторический музей В.В. Тарновского. Ф. 537.
Н.В. Гольцов, Е.А. Ростовцев
Выдающиеся выпускники Императорского Санкт-Петербургского университета (в процессе подготовки)