Прахов Адриан Викторович
1846 — 1916

Прахов Адриан Викторович

(18461916)

Место рождения

Мстиславль

Место смерти

Ялта

Образование

историко-филологический факультет Петербургского университета (1867)

Годы работы в университете

  • 1869 — 1887
  • 1897 — 1916

Этапы карьеры в университете

    Должность Подразделение Факультет
18691873ХранительМузей изящных искусств и древностей Историко-филологический
18731884Приват-доцентКафедра теории и истории искусствИсторико-филологический
18841887Экстраординарный профессорКафедра теории и истории искусствИсторико-филологический
18871916Ординарный профессорКафедра теории и истории искусствИсторико-филологическийВ декабре 1898 г. ему присваивается звание заслуженного профессора; а с сентября 1900 г. он выходит из штата, продолжая вести учебные занятия до 1905 г. и числясь профессором историко-филологического факультета вплоть до своей смерти.

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Внеуниверситетская деятельность П. была весьма многообразна и не ограничивалась лишь преподаванием в других учебных заведениях. Вскоре после начала педагогической карьеры в университете начинается его деятельность в качестве художественного критика — в 1875–1878 гг. он редактирует художественный отдел иллюстрированного журнала «Пчела». Параллельно с преподаванием в университете с 1875 по 1887 г. он читает лекции по античному искусству в Императорской Академии художеств (в должности профессора истории изящных искусств). С 1881 г. по приглашению гр. А.С. Уварова П. участвует в работе по оформлению интерьеров Исторического музея в Москве (именно для него историком были выполнены копии мозаик Киевского Софийского собора и Златоверхого Михайловского монастыря для залов №7 и №8, посвященных истории Древней Руси). В дальнейшем на протяжении 1880-х гг. П. неоднократно исследует древнерусские архитектурные Киева и Владимира Волынского, выполняет копии обнаруженных фресок и мозаичной отделки. В 1884 г. он открывает новую грань своего творчества, составляя проект и организовывая работы по отделке новосооруженного Владимирского собора в Киеве (к участию в оформлении им были привлечены такие известные художники, как В. Васнецов, М. Нестеров и др.). В связи с этим в 1887 г. его переводят из Петербурга в Киев, где он начинает преподавать в должности ординарного профессора на кафедре истории изящных искусств Университета св. Владимира (до 1897 г.). По возвращении в Петербург (1897) П. вновь обращается к художественной критике (журнал «Художественные сокровища России»); начинает читать специализированные курсы по истории искусства на Высших женских (Бестужевских) курсах (1900–1907 гг.).

Общественная деятельность

Общественная деятельность П. тесно соприкасалась с его научной и творческой работой. Ведя занятия в университете и Академии художеств, он одновременно принимал активное участие в различных популяризаторских проектах — читал публичные лекции по истории искусства (в Петербурге и Москве), организовывал художественные выставки. Еще в годы первой заграничной командировки (1869–1873) П. был избран в действительные члены Германского археологического института в Риме (в тот момент именовался «Instituto di correspondenza archeologica»). В Италии (где он неоднократно встречался со стажировавшимися там русскими художниками) состоялось также и его знакомство с С.И. Мамонтовым, на основе которого впоследствии вырос знаменитый Абрамцевский кружок, объединивший многих известных русских художников, музыкантов, театральных деятелей и ученых того времени. В 1874 г. П. стал действительным членом Императорского Русского археологического общества. А в начале 1890-х гг. он, находясь под глубоким впечатлением от своих исследовательских поездок по странам Восточного Средиземноморья, выступил одним из инициаторов создания Русского археологического института в Константинополе (РАИК, основан в 1895 г.).

Область научных интересов, значение в науке

Круг исследовательских интересов П. весьма широк. Первоначально главным объектом его изысканий являлась история античного — в первую очередь греческого — искусства, анализу которого он посвятил себя в студенческие годы и в период первой европейской командировки (в Германию, Англию, Францию и Италию). Этот же предмет стал темой большинства лекционных курсов, представленных им в российских учебных заведениях. Однако со временем сфера его исследований постепенно расширялась. С начала 1880-х гг. он обращается к изучению древнерусского искусства, а также художественных памятников Древнего Востока и Византии.

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1871МагистерскаяИсследования по истории греческого искусства
1880ДокторскаяКритические наблюдения над формами изящных искусств. Зодчество Древнего Египта

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
18731876ИсторическийИстория греческой пластики1873–1874, 1874–1875, 1875–1876
18771884Историко-филологическийИстория греческого искусства1877–1878, 1878–1879, 1879–1880, 1881–1882, 1882–1883, 1883–1884
18851887Историко-филологическийИстория греческого искусства с древнейших времен до Александра Великого1885–1886, 1886–1887
18851887Историко-филологическийПрактические занятия: Изучение классического отела собрания Императорского Эрмитажа, отдела изваяний и ваз1885–1886, 1886–1887
18851901Историко-филологическийПрактические занятия: Изучение собрания слепков Императорской Академии Художеств1885–1886, 1886–1887, 1900–1901
18971897Историко-филологическийВведение в историю классического искусства 1897
18971897Историко-филологическийОбъяснение важнейших памятников греко-римской пластики по слепкам в Императорской Академии художеств 1897
18981898Историко-филологическийКраткий очерк истории греко-римского искусства 1898
18981898Историко-филологическийОбъяснение произведений классической пластики, хранящихся в Императорском Эрмитаже 1898
18981899Историко-филологическийТолкование памятников классической пластики в музее Императорской Академии Художеств и Императорском Эрмитаже1898
18981900Историко-филологическийТолкование памятников итальянской живописи и пластики времен Возрождения в музее Императорской Академии Художеств и Императорском Эрмитаже 1898–1899, 1899–1900
18981899Историко-филологическийРазбор важнейших свидетельств древних авторов, касающихся истории классического искусства 1898-1899
18991900Историко-филологическийТолкование важнейших литературных и документальных источников по истории классического искусства 1899-1900
19001901Историко-филологическийГреческая художественная мифология по памятникам поэзии и наглядных искусств 1900-1901
19041905Историко-филологическийТеория изящных искусств 1904-1905
19041905Историко-филологическийГреческая мифология по памятникам греческой пластики и живописи 1904-1905

Основные труды

Ахилл Эрмитажа. СПб., 1868. 12 с.
Исследования по истории греческого искусства. 1. Древнейшие памятники пластики из Ксанфа в Ликии (с атласом). 2. О композициях фронтонных групп Эгинского храма Афины. СПб., 1871. [4], 84 с.
Критические наблюдения над формами изящных искусств. Вып. 1 (Зодчество Древнего Египта). СПб., 1880. [4], VIII, 108 с.
Выставка копий с памятников искусства в Киеве X, XI и XII в., исполненных А.В. Праховым. Пб., 1882. VI, 46 с.
Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII века, исполненное в 1881 и 1882 гг. А.В. Праховым, действительным членом Русского археологического общества. СПб., 1883. [2], 13 с.
Лекции по истории искусств, читанные проф. Праховым. Высшие женские курсы. С.П.Б. 1903–1904 г. [СПб.,] [1904]. 16, 139 с.
Альбом исторической выставки предметов искусства, устроенной в 1904 году в С.-Петербурге… в пользу раненых воинов. СПб., [1908]. 323 с.

Основная биобиблиография

Литература: Стасов В.В. Русское сочинение об египетской архитектуре // ЖМНП. 1880. №10. С. 402–449; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1896. Т. II. С. 129–138; «А.В. Прахов». Некролог // Зодчий. 1916. 15 мая. №20. С. 195–196; Адриан Викторович Прахов [Некролог] // Отчет о состоянии и деятельности Императорского Петроградского университета за весеннее полугодие 1916 года. Пг., 1916. С. 45–47; Коростовцев М.А., Ходжаш С.И. Адриан Викторович Прахов (1846–1916) // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Вып. III. С. 111–118; Адриан Викторович Прахов // Музей-заповедник «Абрамцево»: очерк-путеводитель / О.И. Арзуманова и др. М., 1984. С. 148–149; Пастон Э. Прахов Адриан Викторович // Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003. С. 412.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 6211 (О прошении Прахова на разрешение ему пользоваться книгами библиотеки университетской); Д. 6616 (Об оставлении кандидата Прахова стипендиатом для приготовления к экзамену на степень магистра по теории и истории искусств); Д. 6714 (Об определении кандидата Прахова помощником хранителя музея Древностей и изящных искусств. Тут же об избрании его в доценты); Д. 8371 (О приглашении профессоров Помяловского, Васильевского и доцентов Замысловского и Прахова в особую комиссию для рассмотрения проекта Устава и штатов исторического музея в городе Москве).
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Ф. 23 (Прахов А.В.).
Государственный Русский музей (ГРМ). Ф. 139 (Прахов А.В.).
РГИА. Ф. 733. Оп. 150. Ед. хр. 1031 (О профессорах и приват-доцентах университета св. Владимира).

Составители и редакторы

И.П.Потехина

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.