Платонов Сергей Федорович
1860 — 1933

Платонов Сергей Федорович

(18601933)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Семейное положение

Был женат, имел 9 детей

Место рождения

Чернигов

Место смерти

Самара

Образование

Санкт-Петербургский университет, Историко-филологический факультет (?1882)

Учителя

  • Бестужев-Рюмин Константин Николаевич
  • Васильевский Василий Григорьевич
  • Градовский Александр Дмитриевич
  • Сергеевич Василий Иванович

Годы научной деятельности

1883 — 1933

Этапы научной карьеры

ДолжностьУчреждение
1903ДиректорЖенский педагогический институт
18831918профессорВысшие женские (бестужевские) курсы
18881890Приват-доцентПетербургский университетКафедра русской историиИсторико-филологический
18901899Экстраординарный профессорПетербургский университетКафедра русской историиИсторико-филологический
18991912Ординарный профессорПетербургский университетКафедра русской историиИсторико-филологический
19001905ДеканПетербургский университетИсторико-филологический
1908член-корреспондентАкадемия наукС 1920 г. академик.
19121918заслуженный ординарный профессорПетербургский (Петроградский) университеткафедра русской истории
19181923ДиректорАрхеологический институт
19181923Главархив, Петроградское отделение
19181929ПрофессорПетроградский/Ленинградский университетФОНс 1925 г. - на Ямфаке, с 1927 г. числился приват-доцентом
19251928ДиректорБиблиотека АН СССР
19251929ДиректорПушкинский дом

Основные вехи жизни

В 1890-1900х гг. преподавал историю детям царской фамилии. С 1903 г. директор Женского педагогического института. С 1908 г. член-корреспондент, с 1920 г. академик Академии наук. Член Русского исторического общества, преподавал на Бестужевских курсах. В 1918-1923 гг. П. - директор Археологического института и глава Петроградского отделения Главархива. В 1918-1929 гг. П. становится председателем Археографической комиссии, членом которой был с 1894 г. В 1925-1928 гг. директор БАН, в 1925-1929 гг. директор Пушкинского дома. С 1929 г. академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и член Президиума АН. В 1930 г. вместе с учениками осужден на 5 лет по сфабрикованному «Академическому делу», за контрреволюционный заговор и за сокрытие важных исторических документов. Умер в ссылке в Самаре. Реабилитирован в 1967 г.

Премии

Уваровская премия (1890) за сочинение «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник» (1888)

Область научных интересов, значение в науке

П. – крупнейший представитель «петербургской исторической школы» рубежа XIX-ХХ вв., чья деятельность и научные работы оказали фундаментальное влияние на развитие российской исторической науки. В методологическом плане П. представлял эмпирическое направление петербургской школы – свое представление об основах «исторического ремесла» ученый изложил, в частности, в «Обзоре источников летописного типа» (1905) и в курсе лекций по русской истории (последняя редакция – 1917 г.). Задача систематизации методов исторического исследования, выработанных петербургской научной традицией, была решена П. прагматически, в целях создания прочной основы для исторического построения. Так, П. намеренно упрощал понятие «исторический источник», сводя его к «письменному остатку старины». Источники подразделялись им на летописные и юридические, а критика источника на внешнюю и внутреннюю. Внешняя критика предусматривала рассмотрение внешней формы источника и отвечала на вопрос о «подделке», понятие которой, естественным образом, противопоставлялось понятию «подлинности». Внутренняя критика включала в себя «критику текста» (критика происхождения) и «критику факта». Критика факта имела целью установление истинности показания источника. Эта задача решалась путем выявления «угла зрения», с которого данный источник был создан. Из понимания П. задач «внешней критики» источника и «критики текста» вытекало и требование детального археографического описания источника. В своих «Лекциях по русской истории» П. допускал «построение общей схемы» того или иного исторического процесса, но только там, где «факты уже собраны и освещены» и отказывался понимать историю как «науку о законах исторической жизни человеческих обществ». В представлении лидера петербургской исторической школы «история есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ». При таком подходе методология исторического построения и синтеза фактически выводилась за пределы теоретической регламентации и оставалась сферой индивидуального творчества исследователя. Это обстоятельство предопределило многообразие и разность историко-теоретических воззрений многочисленных учеников П. (в том числе таких известных строителей «схем» русской истории как Н.П. Павлов-Сильванский и А.Е.Пресняков). Для самого же П. проблемы построения «схемы русской истории» были вторичны, и в своих лекциях по русской истории, как показано в историографии, он в целом следовал схемам В.О.Ключевского. В то же время весьма существенен вклад П. в разработку ряда конкретно-исторических проблем (опричнина, земские соборы, личность Петра Великого и др.) , но прежде всего – в историю Смуты начала XVII в., комплексную реконструкцию хода которой П. создал, опираясь и вводя в научный оборот огромный источниковый материал. П. являлся крупнейшим деятелем и организатором науки и образования своего времени. Немаловажными обстоятельствами, помогавшими успеху административных начинаний П., были его позиция убежденного «государственника» (в связи с чем, П. иногда причисляют к т.н. «консервативной» или «охранительной» историографии) и способность вести диалог с властью при различных политических режимах. С конца 1890-х по конец 1920-х гг. П. играл ведущую роль в деятельности Археографической комиссии, координируя ее издательские предприятия и возглавляя работу по выработке правил издания исторических документов. В 1900-1910-ее гг. П. организатор и первый директор Женского Педагогического института, руководитель ряда проектов в ведущих научных обществах начала ХХ в. – Русского исторического общества и Общества любителей древней письменности. После 1917 г. П. прочно занял позицию неформального лидера «старой школы», группировавшейся вокруг системы учреждений РАН, ряд ключевых постов в которой занимал П. В литературе подчеркивается значение П. как одного из основных организаторов архивного дела в первые годы советской власти. Несмотря на трагическую судьбу (арест в 1930 г. и гибель в ссылке), П., начиная со второй половины 1930-х гг. приобретает статус «классика» в советской историографии, а в постсоветскую эпоху П. оказывается одним из наиболее изучаемых в исследовательской литературе представителей российской исторической науки XIX-XX вв.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1888МагистерскаяДревнерусские сказания и повести о смутном времени XVII в., как исторический источник
1899ДокторскаяОчерки по истории смуты в Московском государстве XVI – XVII вв.

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
18901891Историко-филологическийЗаконодательные памятники Московской Руси
18901891Историко-филологическийРусская археография
18901919Историко-филологическийРусская история
18911892Историко-филологическийОбозрение русской историографии
18911912Историко-филологическийПрактические занятия по разбору источников по русской истории
19201921ФОНРусская история

Ученики

  • Васенко П.Г.
  • Греков Борис Дмитриевич
  • Егоров Вячеслав Александрович
  • Загряцкова (Айнберг) Сарра Фальковна (Филипповна)
  • Заозерский Александр Иванович
  • Лаппо Иван Иванович
  • Любомиров Павел Григорьевич
  • Павлов-Сильванский Н.П.
  • Полиевктов Михаил Александрович
  • Пресняков Александр Евгеньевич
  • Рождественский Сергей Васильевич
  • Тураева-Церетели Елена Филимоновна

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 121

Основные труды

1. Собрание сочинений в 6 тт. [Продолж. изд.]. М., 2003-2010. Т.1-2.;
2. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник. СПб., 1888. 372с. [Электронный ресурс]
3. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1899. 665с. [Электронный ресурс]
4. К истории Московских земских соборов СПб., 1905. 88с. [Электронный ресурс]
5. Московское правительство при первых Романовых. СПб., 1906. 56с. [Электронный ресурс]
6. Статьи по русской истории (1883-1902). СПб., 1912. [Электронный ресурс]
7. Лекции по русской истории. Пг., 1917. 748с. [Электронный ресурс]
8. Борис Годунов. Пг., 1921. 157с. [Электронный ресурс]
9. Иван Грозный Пг., 1923. 160с. [Электронный ресурс]
10. Москва и Запад в XVI-XVII вв. Л., 1925. 150с. [Электронный ресурс]
11. Проблема русского Севера в Новейшей историографии. Л., 1929. 114 с.
12. Академик С.Ф.Платонов: переписка с историками. М., 2003-2011. Т.1-2.

 

Основная биобиблиография

Библиография: Романов Б.А., Список трудов С. Ф. Платонова, // Сб. ст. по русской истории, посвященных С. Ф. Платонову, Пг., 1922. С. VI—XII; Список печатных трудов академика С. Ф. Платонова с 1923 г. / Подгот. В. А. Колобков // АЕ за 1993 год. М., 1995. С. 319—320.

 

Лит.: Сб. ст. по русской истории, посвященных С.Ф. Платонову, Пг., 1922. Цамутали А.Н. Глава петербургской исторической школы: Сергей Фёдорович Платонов // Историки России. XVIII — начало XX века. М., 1996. С. 538—552; Брачев В.С. Русский историк С.Ф. Платонов. Учёный. Педагог. Человек. СПб., 1997; Мамонтова М. А. С.Ф. Платонов, поиск модели исторического исследования: дис. ... к. и. н. Омск, 2002; Шмидт С.О. Сергей Федорович Платонов (1860 1933) // Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М.,1997. С.495-554.; Шмидт С.О. Сергей Фёдорович Платонов (1860-1933) // Портреты историков: Время и судьбы. Т. 1. М.; Иерусалим, 2000. С. 100—135; Ростовцев Е.А. А. С. Лаппо-Данилевский и С.Ф. Платонов (к истории личных и научных взаимоотношений) // Проблемы социального и гуманитарного знания : Сб. научных работ. Вып. I. СПб., 1999. С. 128—165; Брачев В.С. Крёстный путь русского историка. Академик С.Ф. Платонов и его «дело». СПб., 2005.; Брачев В.С. Травля русских историков. СПб., 2006; Брачев В.С. Служители исторической науки: академик С. Ф. Платонов, профессор И. Я. Фроянов. СПб., 2010; Митрофанов В.В. С.Ф.Платонов и развитие истории образования в России (до 1917 г.). Лангепас; Екатеринбург, 2009. Шмидт С.О. Историк С.Ф. Платонов – ученый и педагог (к 150-летию со дня рождения). М.,2010; Митрофанов В.В. С. Ф. Платонов и научно-краеведческие общества, архивные комиссии России. Челябинск,2011; Памяти академика С.Ф.Платонова: исследования и материалы / Сб. статей под ред. А.Ю.Дворниченко, С.О.Шмидта. СПб., 2011. 502с.

 Диспут С.Ф. Платонова // Исторический вестник. 1899. Т. LXXVIII. С.1282-1283.

Архив, личные фонды

ОР РНБ. Ф.585. Платонов С.Ф.
РГАЛИ Ф.406. Платонов С.Ф.
ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.1. Д.8560. О допущении кандидата С. Платонова к испытанию на степень магистра русской словесности
ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.1. Д.8880. О допущении магистранта С.Платонова к чтению лекций в качестве приват-доцента

ЦГИА СПб ф.11 оп.1 д.3891 Платонов Сергей Федорович преподаватель


Платонов Сергей Федорович [Личная карточка, 1927]//ОА СПбГУ. Ф. 1. Опись личных карточек профессорско-преподавательского состава за 1920-1940-е гг. Л. 919-919 об.

Составители и редакторы

Д.А.Баринов, Е.А.Ростовцев

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (18191917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 19141934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (19171934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.

Выдающиеся выпускники Императорского Санкт-Петербургского университета (в процессе подготовки)