Карсавин Лев Платонович
1882 — 1952

Карсавин Лев Платонович

(18821952)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Место рождения

Санкт-Петербург

Место смерти

п. Абезь (исправительно-трудовой лагерь), Коми АССР

Образование

историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (?1906)

Учителя

  • Гревс Иван Михайлович

Годы научной деятельности

1909 — 1952

Этапы научной карьеры

ДолжностьУчреждение
19101910-еВысшие курсы П.Ф. Лесгафта
19091912ПреподавательПетербургский Историко-филологический институт
19091918Высшие Женские (Бестужевские) курсы
19121918приват-доцентПетербургский университеткафедра всеобщей истории Историко-филологический
19121918ПрофессорПетербургский Историко-филологический институт
19121918ПрофессорИсторико-литературные и юридические Высшие женские курсы Н.П. Раева
19181922профессорПетербургский университетФОНВ 1918 г. избирается экстраординарным профессором по той же кафедре. В 1921 г. избирается профессором общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук (ФОН), а также председателем общественно-педагогического отделения. В 1922 г. выбывает из состава преподавателей университета в связи с арестом и высылкой из страны.
19201922ПрофессорПетроградский Богословский институт
19221926Русский научный институт
19221926Религиозно-философская академия
19281940ПрофессорЛитовский университет в Каунасе
19401944ПрофессорВильнюсский университет
19411946ПрофессорВильнюсский Художественный институт
19461949ДиректорХудожественный музей в Вильнюсе

Основные вехи жизни

Свою научно-педагогическую деятельность К. начал в 1906–1908 гг. с преподавания в средних учебных заведениях Петербурга (гимназия Императорского человеколюбивого общества, частная женская гимназия Д. Прокофьевой, Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица). В 1909 г. начинается его карьера в высших учебных заведениях. С 1909 г. он преподает на Высших женских (Бестужевских) курсах (до 1918) и одновременно (1909–1918) также ведёт занятия в Петербургском (позднее Петроградском) Историко-филологическом институте (ПИФИ) (с 1912 г. в должности профессора). По возвращении из длительной европейской командировки (1910–1912) к числу мест его преподавательской службы добавляются Историко-литературные и юридические Высшие женские курсы Н.П. Раева (1912–1918, в должности профессора), Высшие курсы П.Ф. Лесгафта, психоневрологический институт, Технологический институт. В 1911–1916 гг. (т.е. на протяжении всего периода издания) он, как и многие крупные ученые того времени, активно сотрудничает с отделом средних веков редакции «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, для которого им было составлено в общей сложности 39 статей. В 1916 г., после защиты докторской диссертации, К., помимо степени доктора всеобщей истории также получает степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии. После Октябрьской революции, утратив часть прежних мест работы, К. в 1920 г. становится одним из учредителей, а затем и одним из профессоров Петроградского Богословского института (1920–1922). После высылки из России, в период проживания в Берлине (1922–1926) преподает в Русском научном институте и Религиозно-философской академии. В 1927 г. он получает приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете в Каунасе, где и преподает (как профессор и заведующий кафедрой) с 1928 по 1940 г. (при этом с 1929 ведет преподавание на литовском языке). К 1930-м гг. относится его сотрудничество с редакцией «Литовской энциклопедии» («Lietuviskojienciklopedija»). В 1940 г., после перевода гуманитарных факультетов и факультета права из Каунаса в Вильнюс, он становится профессором Вильнюсского университета (уволен в 1944). Параллельно с 1941 г. он начинает преподавать в вильнюсском Художественном институте, а в 1946 занимает должность директора Художественного музея. В 1949 г. происходит его увольнение со всех постов и арест по обвинению в антисоветской деятельности и подготовке к свержению советской власти.

Общественная деятельность

В годы обучения и работы в Петербурге К. входил в целый ряд формальных и неформальных научных, научно-педагогических и религиозно-философских кружков и объединений. Среди них, прежде всего, Историческое общество при Петербургском (Петроградском) университете, в котором он числился с 1906 г. (?), в 1909 исполнял обязанности секретаря секции всеобщей истории, а с 1915 вошел в Комитет общества. Он также состоял в неформальном факультетском Историческом кружке для студентов (насчитывавшем к 1916 г. 55 действительных членов). В 1918 г. под впечатлением от революционных событий К. вступает в ряды петроградского «Братства Святой Софии» (возникло в 1918 по инициативе А.В. Карташева, просуществовало с перерывами до осени 1921). Также становится одним из учредителей издательства «Петрополис» (1920). В период эмиграции (в 1922–1926 в Берлине и в 1926–1928 в Кламаре под Парижем) общественная активность К. была связана, главным образом, с его религиозно-философскими исканиями. В Берлине он руководит религиозно-философским кружком для молодежи, выступает соучредителем (совместно с Н.А. Котляревским) издательства «Обелиск», в котором публикуется ряд его научных и философских сочинений; его также избирают товарищем председателя Бюро русского академического союза в Германии. А в годы жизни во Франции он примыкает к евразийскому философско-политическому движению — возглавляет Евразийский семинар в Париже, становится членом редколлегии и постоянным автором газеты «Евразия», к 1925–1926 гг. оказываясь, таким образом, одним из главных идеологов евразийства. С переездом в Литву К. фактически порвал с евразийцами, однако по-прежнему продолжал участие в различных общественно-научных объединениях. Самым заметным из них стал кружок философов, тяготевших к традициям русской религиозной мысли, сложившийся вокруг него в годы преподавания в Каунасе (среди членов кружка В.Э. Сеземан, В.С. Шилкарский, С. Шалкаускас).

Область научных интересов, значение в науке

В продолжение научной и преподавательской карьеры К. сфера его исследовательских интересов претерпевала заметную эволюцию. Наиболее ранние его научные работы были посвящены (в русле исследовательских изысканий его учителя, И.М. Гревса) изучению мировоззрения римской провинциальной аристократии периода поздней империи (статьи «Из истории духовной культуры падающей Римской империи: политические взгляды СидонияАполлинария», «Магнаты конца Римской империи: быт и религия»). Кроме того, большой интерес для него представляли различные сюжеты, связанные с историей католической церкви периода классического средневековья — и, в частности, с историей и учением нищенствующих орденов (прежде всего, францисканцев), а также развивающихся почти синхронно с ними европейских еретических течений. Обращение к этой сложной теме (отразившееся в ряде публикаций и учебных курсов), в свою очередь, подтолкнуло К. к исследованию гораздо более широкой медиевистической проблематики — а именно к анализу средневекового религиозного сознания в целом. Именно в рассмотрении средневековой религиозности как специфического целостного феномена начинает отчетливо проявляться оригинальность и самостоятельность К. как ученого, выделившая его среди других петербургских медиевистов того времени. Созданные им на основе обширного источникового материала (собранного, главным образом, в Италии) магистерская и, особенно, докторская диссертации были уже не просто традиционными детальными историографическими исследованиями, сопровождаемыми некоторым историко-культурным обобщением. В ходе работы над ними К. удалось, по сути, сформулировать кардинально новый подход к освещению средневековой культуры —подход, подразумевавший целостную реконструкцию религиозной, духовной и бытовой реальности средневековья, структурное воссоздание мировосприятия и психологии средневекового человека и выявление взаимосвязей между бытовым укладом жизни и духовными проявлениями эпохи.Развивая подобный подход и разрабатывая в его рамках собственные исследовательские методы, К. во многом предвосхитил методологические построения более поздних историков-медиевистов (в частности, представителей французской школы «Анналов» и приверженцев заложенного ими направления «исторической антропологии»). Годы мировой войны и революции стали поворотным этапом в исследовательском творчестве К. Тематика его научных изысканий с этого времени начинает постепенно эволюционировать от конкретных исторических и историко-культурных проблем к вопросам теории истории, а затем и к вопросам философии и даже богословия. С 1920-х гг. главным делом его жизни становится синтезирование собственной философской концепции — эклектически соединяющей в себе «философию всеединства» В.С. Соловьева, элементы философских систем Гегеля, Лейбница, Николая Кузанского и богословское наследие Учителей и Отцов Церкви.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1913Магистерская«Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII вв.»
1916Докторская«Основы средневековой религиозности в XII–XIII вв. преимущественно в Италии»

Основные курсы

Факультет преподаванияНазвание курса
19141915Историко-филологическийИстория мистики в средние века
19141915Историко-филологическийПросеминарий: Социально-экономический строй каролингской монархии
19151915Историко-филологическийПросеминарий: Чтение «Капитулярия о поместьях»
19151916Историко-филологическийИстория и система средневекового миросозерцания
19151916Историко-филологическийПросеминарий: История мистики в средние века
19161917Историко-филологическийВикторинцы (Гугон, Ришар и Вальтер из аббатства св. Виктора)
19161917Историко-филологическийПросеминарий: Вальденсское движение
19161917Историко-филологическийСеминарий: Мистика XIII века
19181919Историко-филологическийОбщий обзор средневековья с V по XIV в.
19181919Историко-филологическийПрактические занятия: Средневековые города
19181919Историко-филологическийСеминарий: История раннего папства

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 23

Основные труды

Из истории духовной культуры падающей Римской империи. (Политические взгляды Сидония Аполлинария). СПб., 1908. 54 с.

Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII веков. СПб., 1912. XX, 843, 21 с.

Монашество в средние века. СПб., 1912. [2] 110 с. (2-е изд. М., 1992. 190 с.).

Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Научный исторический журнал. 1914. Т. I. Вып. 2. №2. С. 10–28.

Вальденсы до 1218 года. (Развитие организации и иерархического принципа в секте по новым исследованиям и источникам) // Историческое обозрение. 1914. Т. XIX. С. 109–173.

Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках, преимущественно в Италии. Пг., 1915. XVI, 360 с.

Культура средних веков. Общий очерк. Пг., 1918. [4] 221 с.

Введение в историю. (Теория истории). Пб., 1920. 78 с.

Философия истории. Берлин, 1923. 358 с. (2-е изд. СПб., 1993. 350 с.).

Святые отцы и учители церкви (раскрытие православия в их творениях). Paris, 1927 (2-е изд. М., 1994. 176 с.).

Сочинения / Сост., авт. вступ. ст. и прим. С.С. Хоружий. М., 1993. 493 с.

Малые сочинения / Сост., науч. подгот. и комм. С.С. Хоружего. СПб., 1994. 531 с.

Архив Л.П. Карсавина. Вып. 1: Семейная корреспонденция. Неопубликованные труды / Сост., предисл., комм. П.И. Ивинского. Вильнюс, 2002. 202 с.

Архив Л.П. Карсавина. Вып. 2: Неопубликованные труды / Сост., вступ. ст., комм. П.И. Ивинского. Вильнюс, 2002. 238 с.

[Karsavinas L.] Europos kultūros istorija. Kaunas, 1931–1937.

[Karsavinas L.] Istorijos teorija. Kaunas, 1929.

 

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Библиография трудов Льва Карсавина / Изд. А. Клементьева; предисл. Н. Струве. Париж, 1994; Основные труды Л.П. Карсавина // Портреты историков: Время и судьбы. М., 2004. Т. 3: Древний мир и средние века. С. 473.

Литература: Ванеев А.А. Два года в Абези. В память о Л.П. Карсавине. Брюссель, 1990; Ястребицкая А.Л.: 1) Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882–1952). Аналитический обзор. М., 1991; 2) Лев Платонович Карсавин: творчество историка и историографический процесс // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. М., 2001. Вып. 6. С. 80–117; 3) Лев Платонович Карсавин (1882–1952) // Портреты историков: Время и судьбы. М., 2004. Т. 3: Древний мир и средние века. С. 441–473; Хоружий С.С.: 1) Карсавин и де Местр // Вопросы философии. М., 1989. №3. С. 79–92; 2) Жизнь и учение Льва Карсавина // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 131–187; Морозов А.А. Русская медиевистика в эмиграции: (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, Н.П. Оттокар): Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Омск, 2001;Ендольцев Ю.А. «Он любил ниспровергать принятое либеральной наукой». Л.П. Карсавин // Знаменитые универсанты: очерки о питомцах С.-Петербургского университета. СПб., 2002. Т. 1. С. 397–411; Свешников А.В.: 1) Как поссорился Лев Платонович с Иваном Михайловичем (история одного профессорского конфликта) // Новое литературное обозрение. 2009. №96; 2) Петербургская школа медиевистов начала XX века. Попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010; Ласинскас П. Лев Карсавин. Универсальная личность в контекстах европейской культуры. М., 2011; Konickis A.Levo Karsavin okontekstai // NaujojiRomuva. 2004. №1 (546). P. 3–11; Лев Платонович Карсавин / под ред. С.С. Хоружего. М., 2012; Малинов А. В. "Философия истории" Л.П. Карсавина и традиция преподавания философии истории в Петербургском университете // Соловьевские исследования.  2019. № 2 (62). С.193-206.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб, Ф. 14. Оп. 1-1. Д. 10049 (Карсавин Л.П. Об оставлении при Университете по кафедре всеобщей истории). ЦГИА СПб, Ф. 14. Оп. 3-1. Д. 38379 (Карсавин Лев Платонович). Отдел рукописей Национальной библиотеки Литвы им. М. Мажвидаса(LNB), F. 56. Карсавин Лев Платонович [Личная карточка,?-1922]//ОА СПбГУ. Ф. 1. Опись личных карточек профессорско-преподавательского состава за 1920-1940-е гг. Л. 546.

Составители и редакторы

И.П. Потехина, А.В. Малинов

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (18191917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 19141934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (19171934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.