Грабарь Игорь Эммануилович
1871 — 1960

Грабарь Игорь Эммануилович

(18711960)

Семейное положение

Женат, двое детей – сын и дочь.

Место рождения

Будапешт

Место смерти

Москва

Место захоронения

г. Москва, Новодевичье кладбище

Образование

  • Юридический факультет Петербургского университета (1893)
  • Императорская Академия художеств (мастерская И. Е. Репина) (1895)

Учителя

  • Репин И.Е.
  • Чистяков П.П.
  • Шевченко И.М.

Годы научной деятельности

1903 — 1960

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19131925действительный членИмператорская Академия художеств
19131926ДиректорТретьяковская галерея
19181930ДиректорГосударственные центральные реставрационные мастерские
19211926ПрофессорМосковский государственный университет
19371943ДиректорМосковский государственный художественный институт
19431946ДиректорВсероссийская Академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде
19441960ДиректорНаучно-исследовательский институт истории искусств Академии наук СССР

Основные вехи жизни

1903-1910 г.г. – Участие в выставках Союза русских художников. 1904 г. – Участие в русской художественной выставке в Дюссельдорфе. 1917-1918 г.г. – Член Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе. 1928 г. – Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1943 г. – Избрание действительным членом Академии наук СССР. 1947 г. – Избрание действительным членом Академии художеств СССР. 1956 г. – Присвоено звание народного художника СССР. Участие в XVIII Биеннале в Венеции.

Награды

Орден Ленина (1945 г.) Орден Ленина (1946 г.) Орден Трудового Красного Знамени. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.». Медаль «В память 800-летия Москвы».

Премии

Сталинская премия I степени (1941 г.)

Область научных интересов, значение в науке

Научная деятельность Г. связана с изучением русского искусства с древнейших времен до начала XX века. В своей фундаментальной работе «История русского искусства» Г. акцентирует внимание, прежде всего, на феномене иконописного искусства (I том), появлении и развитии живописи в петровское время (II том) и эволюции живописных жанров техники в начале XX века (III том). Г. уделял внимание не только раскрытию феномена русского искусства и его развитию в целом, но и отдельным, современным ему, мастерам живописи. В частности, Г. написал первую монографию, посвященную жизни и творчеству передвижника Валентина Александровича Серова. В ней он прослеживает эволюцию творчества признанного мастера портретного жанра. Так как Г. был лично знаком с Серовым, в монографии присутствуют и личные воспоминания самого автора. В 1937 году выходит двухтомная монография Г., посвященная своему учителю и наставнику Илье Ефимовичу Репину. В этом труде ученый обосновывает место мастера в русском искусстве, переплетая с историческими событиями художественной жизни России, главным образом, акцентируя внимание на соперничестве академизма и передвижничества, лицом которого и стал Репин. Значение и место Г. в исторической и искусствоведческой науке трудно переоценить. Следует упомянуть, что, помимо написания научных трудов, Г. в разное время возглавлял различные культурные и художественные учреждения, в частности Третьяковскую галерею (1913-1926 гг.), Центральные государственные реставрационные мастерские (1918-1930 гг.), Всероссийскую Академию художеств (1943-1946 гг.).

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
МагистерскаяНе защитил.

Ученики

  • Афонина Таисия Кирилловна
  • Ахмаров Чингиз Габдурахманович
  • Булгакова Матильда Михайловна
  • Гаврилов Владимир Николаевич
  • Гремитских Владимир Георгиевич
  • Конопацкая Галина Павловна
  • Кугач Юрий Петрович
  • Лактионов Александр Иванович
  • Мыльников Андрей Андреевич
  • Новиков Николай Федорович

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 51

Основные труды

Японская цветная гравюра на дереве: очерк. СПб.: изд. кн. С. А. Щербатова и В. В. ф. Мекк, 1903 Архитекторы-иностранцы при Петре Великом. СПб.: типография Сириус, 1911 О пределах вандализма. СПб.: типография Сириус, 1911 История русского искусства в III томах. М.: Кнебель, 1910-1912 (переиздание в 2005 г.) Валентин Александрович Серов. М.: Кнебель, 1914 (переиздание в 1965 г.) Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины. М., 1919. Феофан Грек. (Очерк из истории древнерусской живописи). Казань, 1922. Выставка картин Сергея Васильевича Герасимова: 25 лет художественной деятельности. М.: Изд-во МОССХ, 1936 Моя жизнь. Автомонография. М.; Л., 1937. Репин (в II томах). М.: Изогиз, 1937 Новооткрытый Рембрант. М.: Издательство АН СССР, 1956 Искусство в плену. Ленинград :Художник РСФСР, 1964 (переиздание в 1971 г.) О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М.: Наука, 1966 О русской архитектуре. Исследования: Охрана памятников. М.: Наука, 1969 Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб. :Лениздат, 1994

Основная биобиблиография

Лобанов В.М. Игорь Эммануилович Грабарь. Народный художник РСФСР. М.; Л.: Искусство, 1945. Мамонтова Н. Игорь Грабарь.– М.: Белый город, 2001. Подобедова О.И., Игорь Эммануилович Грабарь. – М.: Сов. художник, 1964. Игорь Эммануилович Грабарь. 1871-1960 / Вступ. статья А.А. Сидорова. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951.

Архив, личные фонды

РГАЛИ. Ф. №744 (Грабарь И.Э.).

Составители и редакторы

А. Сидоров, И.В. Сидорчук Е.А. Ростовцев

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.