Липгарт Эрнест Карлович
1847 — 1932

Липгарт Эрнест Карлович

(18471932)

Вероисповедание

Лютеранство

Социальное происхождение

Дворянство

Место рождения

Дерпт

Место смерти

Ленинград

Место захоронения

Смоленское лютеранское кладбище

Образование

Во время жизни во Флоренции посещал флорентийскую Академию художеств

Учителя

  • Липгарт К.Э.

Годы научной деятельности

1906 — 1932

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19061907ЭрмитажПричислен к Эрмитажу, сохранив должность в Ксениинском институте
19071908и.о. старшего хранителя ЭрмитажКартинная галерея
19091918заведующийЭрмитажКартинная галерея и реставрационные мастерские
19181929хранительЭрмитажИтальянская живопись картинной галереи

Основные вехи жизни

С 1862 г. семья Л. поселилась во Флоренции, где он прожил до 1873 г. Уже в 60-х гг. заявил о себе как о талантливом художнике. С 1873 по 1886 г. жил в Париже, обучался живописи у Ж. Лефера и Г. Жаке. Приобрел известность как портретист и иллюстратор. С 1886 г. жил в Петербурге. Картины Л. выставлялись в Академии художеств и Обществе поощрения художников. С 1886 по 1896 г. преподавал живопись в Рисовальной школе Общества поощрения художников. С 1903 г. – почетный блюститель профессиональных курсов Ксениинского института. С 1893 г. – академик живописи. С 1903 г. – действительный член Императорской Академии художеств. Не раз командировался за границу для ознакомления с музейными собраниями.

Область научных интересов, значение в науке

Являлся одним из самых авторитетных экспертов в определении и оценке картин. В частности, им была проведена атрибуция картин «Петр и Павел» Эль Греко и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Автор статей по живописи из собрания Эрмитажа. Занимался классификацией и определением картин во дворцах пригородов Петербурга.

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 10

Основные труды

Фрески виллы Палатина в Эрмитаже. СПб., 1908. Записка о пенсионерах Академии // Краткий истрический обзор мер, принимавшихся в деле надзора за пенсионерами Академии художеств, пребывавшими за границею и выполнения ими положенных художественных занятий. СПб., 1911. С.24-30. "Похищение сабинянок" [картина С.Риччи в Императорском Эрмитаже]. СПб., 1911. Картины в собрании князей Л.М. и Е.Л. Кочубей. СПб., 1912. Эрмитаж. Петербург. Каталог картинной галереи. Ч.1 Итальянская и испанская живопись. СПб., 1912. Итальянская живопись XVI века в Гатчинском дворце. Пг., 1915. Новые приобретения Императорского Эрмитажа. Пг., 1915. Итальянцы XVII столетия в Гатчинском дворце. Пг., 1916. О некоторых переработках типа Мадонны Бенуа. Пб., 1922. Леонардо да Винчи и его школа. Л., 1928.

Основная биобиблиография

Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839-1914. Пг., 1914. С. 110; Эрмитаж. История и современность. М., 1990. С. 48-49, 95-98; Веснины Н. и С. Русский художник Эрнст К. фон Липгарт // Наше наследие. 1999. № 49. С. 2-17; Соломаха Е.Художник Э.К.Липгарт и его воспоминания// Наше наследие. 2007. № 81. (http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8105.php) Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы. М., 2000. С. 62, 65, 241, 247, 249, 272, 276, 280, 287, 296, 308, 320; Сотрудники Императорского Эрмитажа, 1852-1917: биобиблиографический справочник / Гос. Эрмитаж; [авт.-сост. Г.И. Качалина и др.].- СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. С. 98-100; Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1985.

Архив, личные фонды

ГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 483 (личное дело). ГЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1-332 (1827-1931, личный фонд). Оп. 5. (1917–1926, протоколы заседаний Совета Эрмитажа).

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.