Головань Владимир Александрович
1870 — 1941

Головань Владимир Александрович

(18701941)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Семейное положение

Не женат

Место рождения

Красное село

Место смерти

Ленинград

Образование

Санкт-Петербургский университет (1891)

Годы научной деятельности

1894 — 1941

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19071909ПреподавательВЖК в Санкт-Петербурге
19141930ПрофессорИнститут истории искусствКафедра средневекового искусства
19191930Главный библиотекарьЭрмитаж
19211930ПреподавательЛГУКафедра истории искусствФОНДо 1924 г. - Петроградский университет. С 1925 г. - на Ямфаке, с 1929 г. на историко-лингвистическом факультете.

Основные вехи жизни

В 1894 г. оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Участвовал в редактировании перевода книги Л. Гейгера по истории немецкого гуманизма. (Гейгер Людвиг. История немецкого гуманизма / Гейгер Людвиг ; пер. с нем. Вилларский Е. Н. ; под ред. и с предисл. Форстена Г. В. ; Издание Поповой О. Н. СПб. : Тип. Меркушева, 1899. II, 355 с.) С 1890-х гг. предпринял ряд заграничных поездок в Германию, Францию, Италию для исследования художественных памятников и разработки темы о генезисе культуры Ренессанса. Выполнял поручения Г.В. Форстена и А.С. Лаппо-Данилевского по работе в зарубежных архивах, в том числе в архивах Ватикана во время двухлетнего пребывания в Италии (1903-1905). Слушал лекции Вентури, Хермани в Римском университете. В марте 1906 г. стал выборщиком в Государственную думу от Царскосельского уезда и кандидатом от кадетской партии. С 1907 г. с перерывами преподавал на ВЖК при С.-Петербургском университете, участвовал в экскурсионных путешествиях слушательниц по Европе, организованных И.М. Гревсом. В 1909-1911 гг. работал в Национальной библиотеке Франции, занимаясь историей книжных миниатюр. Преподавал в средних учебных заведениях Петербурга: гимназиях А.Я. Гуревича, К. Мая, школе Левицкой в Царском Селе. С 1895 по 1920 г. преподавал в гимназии кн. Оболенской (впоследствии 41, 11, 16-я трудовая школа). В 1907-1918 гг. читал курсы по истории искусства и быта на драматических курсах при Петербургском театральном училище, проводил со студентами училища занятия в залах Эрмитажа. Стоял у основания Института истории искусств В.П. Зубова, читал в нем в 1913-1919 гг. курсы "Введение в изучение рукописей позднего средневековья"; "Итальянская пластика XII-XIV вв."; "Итальянская пластика накануне Возрождения"; "Введение в изучение французской миниатюрной живописи позднего Средневековья", "Введение в изучение искусства", проводил практические занятия и семинары по дисциплине, которую он определял как "общую теорию искусства". В 1918-1919 гг. читал курсы по "Введению в изучение искусства. Курс практической эстетики" на летних курсах для преподавателей средних и высших учебных заведений. До 1927 гг. состоял членом факультета истории изобразительного искусства ГИИИ, профессором по кафедре средневекового искусства, заведовал фотолабораторией. В 1914 г. работал в Публичной библиотеке, описал и сделал фотокопии миниатюр XIII в. фонда западноевропейских иллюминированных рукописей. С июня 1917 г. принят в Эрмитаж ассистентом при Отделении драгоценностей с откомандированием в Отделение Средних веков и эпохи Возрождения, с января 1919 г. назначен заведующим библиотекой Эрмитажа. Участвовал в описании библиотеки, реэвакуации, приобретении книг и других ценностей для Эрмитажа. В 1929 г. в эрмитажных дискуссиях выступал против догматического понимания марксизма. Уволен в 1931 г., что, возможно связано с осложнением обстановки после "академического дела" и тем фактом, что брат Г. Сергей, агент дореволюционной военной разведки, остался за границей. В 1921-1930 гг. был профессором Петроградского университета (ЛГУ) по кафедре истории и теории изобразительного искусства.

Общественная деятельность

Участник неформального научного кружка Г.В. Форстена и его "музыкальных вечеров".

Область научных интересов, значение в науке

История европейского изобразительного искусства позднего Средневековья и Возрождения, теория искусства. Г. пытался отойти от применения формально-содержательных приемов в интерпретации памятников искусства, обращая внимание на стилистику и эстетику памятников. Внес большой вклад в систематизацию Эрмитажной библиотеки и отдельных коллекций европейского средневековья в фондах Публичной библиотеки.

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
Введение в изучение рукописей позднего средневековья (Институт истории искусств)
Итальянская пластика XII-XIV вв. (Институт истории искусств)
Введение в изучение французской миниатюрной живописи позднего Средневековья (Институт истории искусств)
Введение в изучение искусства (Институт истории искусств)
Общая теория искусства (Институт истории искусств)
19211930ФОНИстория западноевропейского искусства (ЛГУ)

Основные труды

Есть сведения об исследовании Г. "Теория искусства и отграничение ее от истории искусства", оставшемся в рукописи. Публикаций не имел.

Основная биобиблиография

Кузьмичева А. Б. В. А. Головань — главный библиотекарь Государственного Эрмитажа // Сборник докладов XI Царскосельской научной конференции "Хранители". 28–30 ноября 2005 года. СПб., 2006. Кумпан К.А. Институт истории искусств на рубеже 1920-х - 1930-х гг. // Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде: По архивным материалам. Сост. М.Э. Маликова. М., 2014 Глинка В.М. Воспоминания о блокаде. СПб., 2015. Анциферов Н.М. Из дум о былом: Воспоминания. СПб., 1992. С. 280-282, 285 и др. Александр Евгеньевич Пресняков. Письма и дневники. 1889-1927. СПб., 2005.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб Ф. 14. Оп. 2: Дела Совета. Д. 933. Об оставлении при университете В. Голованя (1894); Оп. 3. Д. 26574.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.