Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна
1874 — 1939

Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна

(18741939)

Социальное происхождение

Дворянство

Семейное положение

Замужем

Место рождения

Харьков

Место смерти

д. Большие Ижоры, Волосовский р-н Ленинградской обл.

Образование

Высшие женские (Бестужевские) курсы, Историко-филологический факультет (1899)

Учителя

Годы научной деятельности

1907 — 1939

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19151919приват-доцентПетербургский университетКафедра всеобщей историиИсторико-филологический
19191925профессорПетербургский университетФОН
19251929профессорПетербургский университетЯмфак
19341939профессорПетербургский университетКафедра истории средних вековИсторический
19071916Высшие женские (Бестужевские) курсы
19161918/19ПрофессорВысшие женские (Бестужевские) курсы
19191921ПрофессорИнститут истории искусств
19201927Академия истории материальной культуры
19221939БиблиотекарьРоссийская публичная библиотекаРукописный отдел

Основные вехи жизни

После окончания Высших женских (Бестужевских) курсов, не имея возможности остаться там (по причине неблагонадёжности в связи со студенческими волнениями 1899 г.) в течение трёх лет вела частные уроки и давала отдельные лекции в различных воскресных школах: школе при Трубочном заводе, Обществе молодых девушек. Со временем Д. также получила доступ в Народный дом графини С.В. Паниной и Смоленскую (Корниловскую) вечерне-воскресную школу для взрослых. С 1901 г. начала преподавать историю и русский язык в частных женских гимназиях, в частности в гимназии Л.С. Таганцевой (1901–1906), гимназии М.Н. Стоюниной (1901–1908), а также Василеостровской женской гимназии (1906–1908) и др. В 1906 совместно со своим учителем И.М. Гревсом (и рядом других преподавателей, также покинувших гимназию Л.С. Таганцевой) приняла участие в организации Выборгского восьмиклассного коммерческого училища. В 1907 Д.-Р. была приглашена И.М. Гревсом в качестве преподавателя и для приготовления к профессорскому званию на ВЖК, где с перерывом на 1908–1911 (годы научной командировки) преподавала вплоть до слияния курсов с Петроградским университетом в 1918/1919 (с 1916 в должности профессора). Как и многие видные ученые, параллельно с преподавательской работой Д.-Р. принимала участие в крупных научно-издательских проектах того времени. В 1911–1916 (т.е. на протяжении всего периода издания) она активно сотрудничает с отделом средних веков редакции «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», для которого ею было составлено свыше десятка статей («Абеляр», «Германцы», «Гревс», «Дипломатика», «Инвеститура» и др.). В 1918–1919 к числу мест работы Д.-Р. добавились краткосрочные специальные курсы для архивистов при Петроградском археологическом институте. В 1919–1921 в качестве профессора она также ведет занятия по палеографии в Институте истории искусств; в 1920–1927 состоит ученым сотрудником секции средних веков Академии материальной культуры (РАИМК, с 1926 ГАИМК). В 1921 Д.-Р. впервые была приглашена как эксперт в Российскую публичную библиотеку для участия в советско-польской комиссии по реализации Рижского договора (проработала в комиссии до 1924); а в следующем 1922 Рукописный отдел библиотеки пригласил ее на постоянную работу (до 1939). С 1934, параллельно с работой в ОР ГПБ и занятиями на историческом факультете ЛГУ, Д.-Р. также начала вести занятия по истории и вспомогательным историческим дисциплинам в Ленинградском историко-философско-лингвистическом институте (ЛИФЛИ) (вплоть до их слияния с ЛГУ в 1936/37). В 1936–1939 ею был составлен ряд статей для первого издания «Большой Советской энциклопедии» («Капитальное письмо», «Мабильон», «Монфокон», «Палеография», «Унциальное письмо» и др.). С 1929 Д.-Р. — член-корреспондент АН СССР. Общественную и общественно-политическую активность Д.-Р. начала проявлять ещё в студенческие годы, когда приняла участие в сходках и демонстрациях студентов Петербургского университета и слушательниц ВЖК, спровоцированных так называемым «ветровским делом» (в связи с самоубийством курсистки М.Ф. Ветровой). Еще более деятельным ее участие в общественной жизни стало в середине 1900-х, когда она включилась в работу сначала Петербургского учительского союза (нач. 1905), а затем Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (в 1905 в качестве секретаря она участвует в его учредительном съезде в Финляндии и тогда же входит в его Центральное бюро, в котором состоит до 1906). Близость к этому профессиональному и политическому объединению (вдохновленному к жизни петербургскими педагогами, входившими в «Союз Освобождения») вполне отразила политические симпатии и взгляды Д.-Р. В 1911 завязываются ее контакты с кадетской партией, в которую она вступает в 1916, а в 1917 даже выдвигается в члены Василеостровской районной думы от кадетов (спустя два года именно эта партийная активность стала причиной ее кратковременного ареста в период наступления на Петроград Н.Н. Юденича). После Октябрьской революции, как и многие ее коллеги, Д.-Р. прекращает активную общественную деятельность, целиком сосредотачиваясь на профессиональных проблемах. В сфере внутриуниверситетской и межвузовской общественной жизни (в период до Октябрьской революции) Д.-Р. также активно проявила себя, участвуя с 1904 в деятельности Исторического общества при Петербургском университете. С 1915, будучи уже приват-доцентом университета, она начала исполнять обязанности секретаря секции всеобщей истории при обществе.

Область научных интересов, значение в науке

В центре внимания Д.-Р. с самого начала ее самостоятельной научной деятельности неизменно находились сюжеты, связанные с историей западноевропейского средневековья. Однако конкретная проблематика ее исследований с течением времени претерпела заметную эволюцию. Изначально интересы Д.-Р. — в русле развития русской дореволюционной медиевистики — концентрировались вокруг крупных и масштабных историко-культурных тем, связанных с историей католической церкви, церковных учреждений и различных религиозных течений периода зрелого средневековья. Даже план занятий в Сорбонне, составленный ею накануне первой научной командировки (1908–1911) включал в себя изучение французских ересей XIII в. (темы чрезвычайно объемной и набиравшей популярность в тогдашней европейской историографии). Но встреча с Ш.В. Ланглуа и знакомство с его методикой источниковедческого исследования постепенно переориентировали ее на более компактную и конкретную проблематику — рассмотрение которой было невозможно без долгого и тщательного анализа архивных материалов. Так стажировка под началом французских специалистов предопределила не только развитие ее собственного научного поиска, но во многом и судьбу всего того направления в российской медиевистике, которое ей предстояло заложить. В 1900–1910-х из-под ее пера одно за другим выходит несколько исследований (в частности, магистерская и докторская диссертации, сделавшие ее первой в России женщиной-магистром, а потом и доктором всеобщей истории), посвященных повседневной жизни и бытовому функционированию французского духовенства, а также развитию отдельных стереотипов религиозного сознания средневекового общества. К концу 1910-х основная тематика работ Д.-Р. еще более сужается и конкретизируется (не в последнюю очередь из-за перипетий в жизни страны и высшей школы). Она отходит от освещения крупных исторических проблем и всецело — и в исследованиях, и в преподавании — обращается к вопросам источниковедения истории средних веков, к палеографическому изучению письменных памятников этой эпохи. Окончательный поворот к проблемам палеографии и ее подотраслей в творчестве Д.-Р. происходит с ее поступлением на работу в Рукописный отдел Публичной библиотеки. За 17 лет работы в этом библиотечном собрании ею были изучены, описаны и каталогизированы ценнейшие рукописные материалы, ранее почти не привлекавшие внимание ученых. В результате в свет был выпущен целый ряд научных публикаций (в том числе каталог древнейших латинских рукописей ГПБ и монография по истории корбийской мастерской письма), обеспечивших Д.-Р. репутацию блестящего исследователя не только в России, но и за рубежом. Свои научные начинания в области вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, дипломатики, исторической хронологии) Д.-Р. старалась развивать и в рамках преподавания на исторических кафедрах ЛГУ и ЛИФЛИ. По примеру своего учителя, И.М. Гревса, она уделяла большое внимание подготовке подрастающих научных кадров. Заложенная ею в стенах университета школа медиевистического источниковедения развивается и по сей день.

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1915МагистерскаяЦерковное общество Франции в XIII веке. Ч. 1: Приход
1918ДокторскаяКульт св. Михаила в латинском средневековье. V–XIII векаРанее, в 1911 Д.-Р. также получила степень доктора Парижского университета с отличием (mention très honorable) за диссертацию «La vie paroissiale en France au XIII-e siècle ďaprès les actes episcopaux» («Жизнь французского духовенства в XIII веке по епископским актам»), переработанная и расширенная версия которой и легла в основу указанной выше магистерской диссертации.

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
19161917Историко-филологическийЭволюция формы папской буллы (курс с практическими занятиями) 1916 1917
19181918Историко-филологическийИстория раннего средневековья 1918
19181919Историко-филологическийПалеография, дипломатика и хронология церковных актов средневековья1918 1919
19181919Историко-филологическийИсториография французского средневековья 1918 1919
19201921ФОНСредневековый быт 1920 1921
19341939ИсторическийИсточниковедение западного средневековья 1934 1935 1936 1937 1938 1939
19341939ИсторическийЛатинская палеография (лекции и семинары) 1934 1935 1936 1937 1938 1939

Ученики

  • Бахтин В.В.
  • Люблинская А.Д.
  • Люблинский В.С.
  • Ушаков С.А.
  • Чехов Е.Н.
  • Штерн Г.А.

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 30

Основные труды

К изданию соборных актов Западной церкви (о некоторых рукописях Парижской национальной библиотеки) // К 25-летию учено-педагогической деятельности Ивана Михайловича Гревса. 1884–1909. Сборник статей его учеников. СПб., 1911. С. 139–157.
Церковное общество Франции в XIII веке. Ч. 1: Приход. Пг., 1914.
Культ св. Михаила в латинском средневековье. V–XIII века. Пг., 1917.
Эпоха крестовых походов. (Запад в крестоносном движении). Пг., 1918.
Западная Европа в средние века. Пб., 1920 (Введение в науку. История. Вып. 10).
История письма в средние века. Руководство к изучению латинской палеографии. Пг., 1923 (2-е изд. М.-Л., 1936; 3-е изд. М., 1987).
Западные паломничества в средние века. Пб., 1924.
Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. Л., 1925 (2-е изд. М., 1991).
Мастерские письма на заре западного средневековья и их сокровища в Ленинграде. Л., 1930 (Труды комиссии по истории знаний; 10).
Культура западноевропейского средневековья: Научное наследие / Отв. ред. В.И. Рутенбург. М., 1987.
La vie paroissiale en France au XIII-e siècle ďaprès les actes episcopaux. Paris, 1911.
Le culte de Saint-Michel et le moyen âge latin. Paris, 1922.
Les poésies des goliards, grouppées et traduites avec le texte latin en regard. Paris, 1931.
Histoire de ľatelier graphique de Corbie de 651 à 830 reflétée dans les manuscrits de Leningrad = История корбийской мастерской письма в годы 651–830 по ленинградским кодексам. Л., 1934 (Académie des Sciences de ľURSS. Travaux de ľInstitute de ľhistoire de la science et de la technique. Série II. Fasc. 3).

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Список ученых трудов О.А. Добиаш-Рождественской // Записки об ученых трудах членов-корреспондентов Академии наук СССР по Отделению гуманитарных наук, избранных 31 января 1929 года. Л., 1930; Труды члена-корреспондента АН СССР О.А. Добиаш-Рождественской / Сост. А.Д. Люблинская, И.С. Шаркова // СВ. 1966. Вып. 29. С. 179–186; Основные труды О.А. Добиаш-Рождественской / Сост. А.Д. Люблинская, И.С. Шаркова // Ершова В.М. О.А. Добиаш-Рождественская. Л., 1988. С. 104–110; Основные труды О.А. Добиаш-Рождественской // Портреты историков: Время и судьбы. В 2 томах. М., 2000. Т. 2: Всеобщая история. С. 166.
Литература: Люблинская А.Д.: 1) О.А. Добиаш-Рождественская как ученый // Ученые записки Ленинградского университета. Серия ист. наук. 1941. Вып. 12. С. 10–26; 2) О.А. Добиаш-Рождественская как историк // СВ. 1942. Вып. 1. С. 212–226; 3) Лекции О.А. Добиаш-Рождественской // Живое слово науки: Очерки об ученых-лекторах / Сост. Н.Н. Митрофанов. М., 1981. С. 194–202; 4) Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская // Портреты историков: Время и судьбы. В 2 томах. М., 2000. Т. 2: Всеобщая история. С. 155–166; Чехова Е.Н. Воспоминания о женщинах-профессорах. Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская // Санкт-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы (1878–1918 гг.). Л., 1965.; Воронова Т.П. Архив О.А. Добиаш-Рождественской в Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина // СВ. 1966. Вып. 29. С. 187–190; Ершова В.М. : 1) О.А. Добиаш-Рождественская — историк западноевропейского средневековья. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Петрозаводск, 1971; 2) О.А. Добиаш-Рождественская. Л., 1988; Каганович Б.С.: 1) О.А. Добиаш-Рождественская и её научное наследие // Французский ежегодник. 1982. М., 1984. С. 190–208; 2) Русские медиевисты первой половины XX в. СПб., 2007. С. 85–160.

Архив, личные фонды

РНБ, Ф. 254 (О.А. Добиаш-Рождественская).

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.