Ломоносов Михаил Васильевич
1711 — 1765

Ломоносов Михаил Васильевич

(17111765)

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Крестьянство

Семейное положение

Женат. Трое детей.

Место рождения

д. Мишанинская Куростровской волости Двинского у. Архангельской губ.

Место смерти

Санкт-Петербург

Место захоронения

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века

Образование

  • Славяно-греко-латинская академия в Москве
  • Академический университет. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739)

Учителя

  • Г.В.Крафт
  • И.Генкель
  • Х.Вольф

Годы научной деятельности

1741 — 1765

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
17411745АдъюнктПетербургский университетАкадемия наук
17451747Профессор химииПетербургский университетАкадемия наук
17471765АкадемикПетербургский университетАкадемия наук
17581765Руководитель учебной и научной частью АкадемииПетербургский университетАкадемия наукфактически Л. являлся ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии.

Основные вехи жизни

Родился в семье крестьянина-помора. До 16 лет занимался самообразованием, прочел «Арифметику» Л. Магницкого, «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого и «Псалтырь рифмотворную» С. Полоцкого. В декабре 1730 г. вместе с рыбным обозом ушел в Москву и, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Получив хорошую подготовку по древним языкам и гуманитарным наукам, Л. в числе 12 лучших студентов Академии был направлен в Академический университет, где с января 1736 г. обучался около 10 месяцев. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739) по гуманитарным и естественным наукам под руководством физика и философа Х. Вольфа. В 1739-1740 гг. учился во Фрайбурге у И. Генкеля химии и горному делу. Карьера в университете: В 1741 г. Л. вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом Академии наук по физике. Тогда же начал читать в университете курс основ металлургии. С сентября 1742 г. читал публичные лекции, комментируя «руководство к географии физической» Г.В. Крафта и приватно «давал наставления» в химии и натуральной истории о минералах, а также «в стихотворстве и штиле российского языка». В 1742 г. Л. составил для своего первого слушателя Мартина Клейнфельда пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел» (напечатано в 1763 г.). В 1745 — профессор химии, с 1747 г. - академик, занял место И.Г. Гмелина. С 1745 г. первым из профессоров начал читать для широкой публики лекции на русском языке, по физике. В 1748 г. по предложению Л. на 2-й линии Васильевского острова была построена лаборатория для занятий со студентами естественными науками. В апреле 1749 г. Канцелярия Академии утвердила новый учебный план для университетских студентов, по которому Ломоносов должен был читать химию. С 1752 г. Л. начал вести со студентами занятия по разработанному им курсу «Истинной физической химии» с демонстрацией физико-химических опытов на специально изготовленных инструментах. С начала 1750-х гг. основные организационные усилия Л. были направлены на реформирование преподавания в академических Университете и Гимназии. В 1757-1760 гг. он составил несколько проектов регламента для Академической гимназии, где, в частности, настаивал на совместном обучении дворян и разночинцев, устройстве платного пансиона для учеников по образцу западных учреждений и «российских классов» - цикла занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории. По регламенту Л. гимназия подразделялась на три класса: высший, средний и низший. Переход из одного класса в другой производился только после полного усвоения изучаемых предметов. Не было возрастных ограничений при приеме: наряду с шести- и семилетними детьми принимались взрослые юноши до 29 лет. Л. требовал преподавания латыни, арифметики, геометрии и географии на русском языке, философии – на латинском, изучение которого было углублено. После успешного окончания Гимназии, ученики переходили в Университет. Л. участвовал в создании нового Регламента и штата для университета. Реорганизация Университета, по его проекту предполагала не только пересмотр прежнего Регламента, но и издание особого акта верховной власти, где были бы перечислены даруемые Университету «привилегии», по примеру европейских университетов, и, наконец, проведение «инавгурации» Университета — торжеств с оглашением акта об университетских привилегиях. Основным нововведением в проекте Л. было разделение Университета на три факультета, а студентов на три класса (т. е. курса). Программа преподавания, намеченная Л., включала такие предметы как русское право, химия, ботаника, анатомия, восточные языки, которые не предусматривались Регламентом 1747 г. Проекты университетского и гимназического Регламентов были представлены Л. Предиденту АН и одобрены им, но их обсуждение в Академической канцелярии затянулось. В то же время 24 марта 1758 г. Ломоносов был назначен руководителем учебной и научной части Академии, т. е. фактически ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии. Л. употреблял различные меры поощрения способных гимназистов и студентов к учению, занимался подбором педагогического персонала, настаивал на проведении испытаний учеников в присутствии инспектора и ректора Гимназии, а в старших класах в присутствии членов Канцелярии и специально назначенных профессоров Университета. В число учителей гимназических классов были введены адъюнкты Академии С. Румовский и М. Сафронов, ученики Л. Эйлера, а также наиболее подготовленные студенты Университета, которые за свои педагогические труды получали прибавку к студенческому жалованью. Эти меры превращали Гимназию в органическую часть Университета, что было организационно закреплено вскоре после смерти Л. Стараниями Л. изменился сословный состав студентов и гимназистов, среди которых появилось много способных молодых людей, происходивших из государственных крестьян, солдатских детей, низшего слоя церковнослужителей. Л. добивался строительства для гимназии и университета собственных зданий в территориальной близости к Академии. Когда в 1757 г. возникла мысль об объединении всех департаментов Академии на Стрелке Васильевского острова, Л. вместе с академическим архитектором разработал планы и смету строительства. Хотя этот проект остался в чертежах, Университет и Гимназия в ноябре 1765 г., уже после смерти Л. были возвращены с Троицкого подворья на Стрелку Васильевского острова, в в отремонтированный дом барона Строганова, который с 1747 г. арендовала Академия. Имея личное поручение Президента Академии К.Г. Разумовского, Л. заботился об Университете и Гимназии, вникал в бытовые и учебные дела студентов, способствовал лучшему материальному обеспечению их жизни и всесторонней мотивации их к занятиям наукой. В то же время были повышены требования к абитуриентам, принимаемым в Университет. Во время единоличного заведования учебной частью Академии наук (1758-1765) Л. сделал научную специализацию более последовательной, предоставляя студентам право слушать лекции лишь по той специальности, в которой «каждый по склонности и силам своим мог бы... надлежаще оказать отечеству успехи». По своим предпочтениям с 1758 г. студенты разделились на три примерно равные группы: первая специализировалась в физико-математических науках, вторая в медицине и ботанике, третья – в истории и филологии. Условием повышения качества обучения Л. считал его индивидуализацию. Академикам было вменено в обязанность обучать «старших студентов» по индивидуальным учебным планам и проводить экзамены в присутствии всех профессоров и адъюнктов. За время руководства Л. в студенты были произведены 24 питомца преобразованной им Гимназии. Из Университета за 1751-1765 гг. были выпущены переводчиками 14 студентов, определены адъюнктами в Академию 10, 3 человека защитили магистерские диссертации, 3 – стали преподавателями в учебных заведениях, 1 – определен лаборантом, 1 – корректором в типографию. При Л. упрочились связи Академического университета с зарубежными университетами, укрепилась его материальная база: возникли химическая лаборатория, анатомический театр, «ботанический огород». Карьера вне университета: Основным предметом занятий Л. до 1754 были физико-химические исследования (в частности, химия стекла), главным образом, в открытой им в октябре 1748 г. Химической лаборатории. Их результаты Л. публиковал в академических изданиях («Commentarii» и «Novi Commentarii») и докладывал в публичных заседаниях Академии. Кроме популяризации знаний выступления Л. играли большую роль в развитии светских ораторских жанров. 6 сентября 1751 он произнес «Слово о пользе химии», пропагандирующее ее прикладное значение, 26 ноября 1753 г. «Слово о явлениях воздушных», посвященное памяти Г.-В. Рихмана , где изложил свою теорию атмосферного электричества, 1 июля 1756 г. - доклад по астрономии – об открытии атмосферы вокруг Венеры, изобретении нового телескопа, а также «Слово о происхождении света», в котором доказывалась волновая природа света. 19–20 августа 1757 г. Л. было произнесено «Слово о рождении металлов», излагавшее основные принципы геологии и теорию землетрясений. С географическими работами Л. Было связано «Рассуждение о большой точности морского пути», произнесенное 8 мая 1759 г. В последнем своем публичном выступлении «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (6 сентября 1760 г.) Л. изложил основные положения закона сохранения вещества. Кроме научных работ Л. как член Академии наук выполнял множество обязанностей: он выступил корректором календаря на 1746 год, с 6 мая 1748 по 23 марта 1751 проверял переводы иностранных известий для «СПб. ведомостей»; до начала 1750-х гг. регулярно переводил с немецкого на русский язык работы Г.-В. Крафта и Г. Гейнзиуса, обогащая научный язык новой терминологией, а также описания иллюминаций и др. сочинения Я. Я. Штелина, до начала 1762 г. редактировал переводы и сочинения академиков и посторонних авторов. Неутомимая деятельность по реформированию учебных заведений Академии и ее самой и конфликтный характер Л. поставили его в оппозицию Академической канцелярии и многим коллегам по АН, главным образом, немцам. В поисках покровительства и поддержки своих проектов Л. обращатлся к императрице Елизавете Петровне, при посредничестве М. И. Воронцова и И. И. Шувалова, позже к Екатерине II при поддержке Г. Г. Орлова. 28 августа 1750 г. в Царском Селе на приеме у Елизаветы Петровны Л. беседовал с ней о значении науки для российской промышленности. В 1763 г. он лично вручил Екатерине II план организации экспедиций для составления «Российского атласа». С 1760 г. основным местом его работы становится Географический департамент Академии. Л. разработал план получения физико-географических и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Кроме занятий по картографированию империи Л. систематизирует материалы о ее хозяйственно-экономическом положении. Из последних проектов Л. известен лишь трактат «О сохранении и размножении русского народа» (1761), более ста лет не публиковавшийс целиком по соображениям цензуры. Автор предлагал в нем систему законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1758 Л. было также поручено «смотрение» за Историческим собранием АН.

Награды

Избран почетным членом Шведской АН (1760), Болонской АН (1764), почетным членом С.-Петербургской Академии художеств (1763). Обсуждался вопрос о его избрании в Парижскую академию. Весной 1753 г. получил землю с приписанными к ней 200 душами 15 декабре 1763 Екатерина II пожаловала Л. в ст. советники. Доказательством признания его заслуг было посещение императрицей дома ученого 7 июля 1764 г. В 1948 г. Ораниенбаум переименован в г. Ломоносов, Чернышев мост, Чернышева площадь и Чернышев переулок переименован, соответственно, в мост, площадь и улицу Ломоносова, его имя носят также улицы в пригородах Петербурга, станция метро «Ломоносовская», ряд промышленных предприятий. Именем Л. названы также течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. В 1949 г. в здании Кунсткамеры, где с 1741 г. работал Л., бы открыт музей М.В. Ломоносова. Памятники Л. установлены на площади г. Ломоносова (1892, скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин) и на Университетской набережной (1986, скульптор Б. А. Петров, В. Д. Свешников, архитекторы Э. А. Тяхт, И. А. Шахов). В 1956 АН СССР учредила в качестве высшей награды за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук две золотые медали, причем одна из них присуждается отечественным, другая — зарубежным ученым.

Область научных интересов, значение в науке

Научное творчество Л. отличалось многообразием. Будучи ученым-энциклопедистом, сочетая теотерические и прикладные исследования, Л. выступал как химик, физик, астроном, геолог, географ, историк, а также теоретик русского языка и стихосложения. Наряду с научными исследованиями Л. занимался литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий. В 1753 Л. основал первую в России фабрику мозаики, создал несколько мозаичных картин. Наиболее известно его панно «Полтавская баталия» (1762-1764, ныне в здании АН) и ряд портретов. Л. занимался популяризацией трудов западных ученых. Перевел раздел работы Л.-Ф. Тюмминга «Основание Волфианской философии, составленное для академического пользования», под названием «Христиана Вольфа сокращенная экспериментальная физика, с латинского на российский язык переведенная», которая была опубликована в 1745 г. Этот перевод стал первым учебником по экспериментальной физике на русском языке. Тем самым в практику обучения были введены десятки важнейших физических понятий на русском языке. В ряде филологических трудов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) Л., развивая идеи В. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему силлабо-тонического стихосложения, в «Кратком руководстве к красноречию» (1748) разработал свод правил построения художественной речи и предложил теорию тропов. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. разграничивает старославянский и русский языковые горизонты, систематизирует лексику, определяет стилистическую окраску «штилей» и их функции. Его «Русская грамматика» (1755—57) стала одной из первых научных книг о русском языке. В своих торжественных речах («Слово похвальное... государыне императрице Елизавете Петровне...», 1749; «Слово похвальное... государю императору Петру Великому», 1754-1755) Л. на практике воплощал свои теоретические идеи. Л. был крупным историком своего времени. Русской историей Л. занимался с 1749 г., но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751. Его основные сочинения – «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ч. 1-2. (1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749-50), «Краткий российский летописец с родословием» (1760). Ломоносов написал также «Замечания на «Историю …» Вольтера» (1757-60, изд. 1829) и на «Сибирскую историю» Г. Ф. Миллера (1751). Стимулом к самостоятельным историческим занятиям для Л. послужило пожелание Елизаветы Петровны видеть российскую историю, написанную «штилем». Написание этого труда заняло 4 года, а с 1758 г. началось его печатание. Незаконченная, лишенная научного аппарата книга вышла в 1766 с кратким предисловием А.Л. Шлецера. С точки зрения методики «История» уступает работам Миллера и Шлецера. Для Л. характерно отсутствие критики источников, произвольная компиляция летописных свидетельств. Достоинством книги являлись ее литературный стиль и сама попытка освещения раннего периода русского средневековья. «Древняя Российская история...» сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и религии восточных славян позволил Л. заключить о множестве сходных элементов. Л. был сторонником сарматской теории этногенеза славян. Л. различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, в связи с чем делил историю России на 6 периодов: 1-й период- «до Рюрика» (ему посвящена 1-я часть «Древней российской истории», где доказывается, что создателями Киевского гоударства были не скандинавские завоеватели, а местные, в основном, славянские и отчасти угро-финские племена. 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава Мудрого, 3-й - до нашествия Батыя, 4-й период - до княжения Ивана III, 5-й период - от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича, 6-й период - от Петра I до Елизаветы Петровны. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Л. составил «Краткий российский летописец с родословием», где в сжатой форме излагались основные события русской истории с 862 по 1725 г. Книга создавалась, вероятно, как учебное руководство для великого князя Павла Петровича. Удобная для преподавания форма обеспечила «Летописцу» редкий успех. Еще при жизни Л. «Летописец» был переведен на немецкий, а позже на английский язык. В полемике с Г.Ф. Миллером Л. выступал с критикой норманнской теории, обвиняя его в умышленном принижении русского народа в своих исследованиях. Исходя из того, что «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики, а в русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков, Л. считал, что «варяги», упоминаемые в «Повести временных лет», приглашенные во главе с Рюриком на княжение в Новгород, были не скандинавами, а балтийскими славянами. Осенью 1757 Л. по поручению составил замечания на рукопись «Истории Петра Великого» Вольтера и готовил для него материалы о стрелецких бунтах, самозванцах, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, правлении царевны Софьи.

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1739Докторская«О различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул»Диссертация по физике
1745Докторская«О светлости металлов», «Размышления о причине теплоты и холода», «О действии химических растворителей вообще», «Попытка теории упругой силы воздуха»Диссертации для получения звания профессора в Академии наук

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
1741Академия наукФизика1741
1741Академия наукОсновы металлургии1741
1742Академия наукРуководство к физической географии1742
1742Академия наукХимия, естественная история1742
1742Академия наукСтихотворство и стиль российского языка1742
17521754Академия наукИстинная физическая химия1752 1753 1754

Ученики

  • А.П. Протасов
  • В.Ф. Зуев
  • И. И. Лепехин
  • П. Б. Иноходцев
  • С. Я. Румовский
  • С.К. Котельников

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 221

Основные труды

 

Полное собрание сочинений: В 11 т. / АН СССР ; глав. ред. С. И. Вавилов, Т. П. Кравец. М.; Л., 1950-1983.

Полное собрание сочинений: В 10 тт. 2-е изд., испр. и доп. / Гл. ред. Ю.С. Осипов. Науч. ред.: В.Г. Смирнов (отв. ред.), П.В. Ильин, Э.П. Карпеев М.В. Семиколенных, Г.И. Смагина, В.С. Соболев, И.Б. Соколова, Н.Г. Сухова и Д.А. Щеглов и др.. СПб.: Наука, 2010-2012.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: 

Библиография изданий сочинений М. В. Ломоносова на русском языке / Сост. Г.З. Кунцевич. Пг.,1918. 232 с. 

Материалы по библиографии о Ломоносове на русском, немецком, французском, итальянском и шведском языках / Сост. А. Г. Фомин, К. Дукмейер, Г. Эллис, А. Мартен и А. Иенсен. Пг.: Тип. Рос. акад. наук, 1915. 215 с. 

Лит.: 

Пекарский П. П., История императорской Академии наук.  Т. II. С. 259-963.

Билярский [П. С.] Материалы для биографии Ломоносова.  СПб., 1865. 104, 820 с. 

Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л. Изд-во Акад. наук СССР, 1962.

Кулябко Е. С., Бешенковский Е. Б. Судьба библиотеки и архива М. В. Ломоносова. М.-Л., 1975.  227 с. 

Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Сост. В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова; Под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского, В. Л. Ченакала.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 436 с. 

Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. Сост. Л. Б. Модзалевский; Под ред. Г. А. Князева. М.-Л., 1937.  404 с. 

Курмачева М. Д. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975; 

Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981; 

Langevin L., Lomonossov, 1711—1765, sa vie, son oeuvre, P., 1967

Shütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 1970; 

Mikhail Vasil’evich Lomonosov on the corpuscular theory, ed. by Н. Leicester, Camb., 1970.

Архив, личные фонды

ПФА РАН. Ф. 3, 20 (1242 ед. хр.). 

ЦГАЛИ. Ф. 1625 (27 ед. хр.)

Составители и редакторы

Т.Н. Жуковская, Д.А. Сосницкий

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.