Бондаревский Александр Витальевич
род. 1955

Бондаревский Александр Витальевич

(род. 1955)

Место рождения

Ленинград

Учителя

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19801988АссистентПетербургский университетИсторический
1988по настоящее времяДоцентПетербургский университетИсторическийРаботал на кафедре Истории КПСС, истории политических партий. Два года на только что созданном факультете международных отношений. С 1997 г. – доцент кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах СПбГУ.

Основные вехи жизни

Был активным лектором общества «Знание». Почти 10 лет был руководителем Школы молодого лектора (ораторского искусства) ЛГУ. Руководителем Школы молодого коммуниста ЛГУ, семинара пропагандистов Василеостровского райкома партии. Много лет возглавлял ДНД кафедры. Несколько раз был командиром интернациональных студенческих строительных отрядов в ГДР, Чехословакии, Югославии. Постоянно назначался на кафедре ответственным за субботники, работу на овощебазах, на картошке. Участвовал в подготовке ряда конференций, других кафедральных и факультетских мероприятий. Был заместителем декана по международным связям.

Область научных интересов, значение в науке

В научном плане продолжал исследования революционного и демократического движения Европы и России, многократно выступал на научных конференциях различного уровня (тезисы опубликованы). В последние годы, под влиянием современных событий, научные интересы сместились к изучению специфики России, особенностей ее исторического пути, ментальных и ценностных отличий, цивилизационного своеобразия. Разработал и опробовал спецкурс «Россия и Европа: общее и особенное», в котором сформулированы актуальные и дискуссионные вопросы о том, можно ли и нужно ли «подгонять» Россию под западные стандарты в современном противоречивом, быстроменяющемся, глобализирующемся мире. Лекционной манере Б. свойственен проблемный подход и ретроспективный метод подачи материала – развитие отдельных сюжетов и проблем российской истории от Древней Руси и по сегодняшний день в их развитии и взаимосвязи времен. Это позволяет уяснить глубинные причинно-следственные связи прошлого и настоящего, особенности исторического пути России и условия формирования специфических черт российской цивилизации. Цивилизационный подход стал главным коньком лекционных курсов Б., он позволяет уяснить самодостаточность, самобытность и своеобразие России, ее уникальную роль на мировой арене, успехи и неудачи попыток вестернизации страны, причины сложных взаимоотношений с западными христианскими странами в прошлом и в условиях нынешних санкций. Широко применяет компаративный метод – сопоставление не только с историческими событиями в других странах, но и с условиями и логикой развития (включая климат, пространства, внешние угрозы и т.д.), с формированием различий в цивилизационных моделях выживания и развития. В свой лекционный курс Б. широко включает междисциплинарную проблематику, активно обсуждает экономические проблемы и политику (например, отличия либеральной западной рыночной модели от традиционного российского «домашнего» типа хозяйства; о возможных моделях развития современной российской и мировой экономики; о монетаризме и глобализации), политологические сюжеты (особенности политической модели, причины сильной государственной власти и патернализма, отличия нашей модели демократии от западной), социологические явления (отличия этногенеза, национальной и социальной структуры российского общества, представлений о жизненных приоритетах и ценностях, особенности представлений о социальной справедливости,отношении к труду, власти, богатству, бизнесу, традициям, межличностным и семейным отношениям, гендерным проблемам и т.д.). Его лекции отличает полемическая манера, ораторские навыки, эмоциональность, образность, вовлечение студентов в разговор и споры. Он держит аудиторию в интеллектуальном напряжении и сотворчестве – студенты активно реагируют, вступают в дискуссии, задают вопросы

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1980КандидатскаяБольшевики и международное социалистическое бюро Второго Интернационала в годы первой русской революции

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
ФилософскийОтечественная история (дискуссионные вопросы)
ФилософскийВсемирная история
Биолого-почвенныйИстория России. Актуальные проблемы
ЭкономическийИстория зарубежных стран
ЭкономическийНовейшая мировая история
Факультет свободных искусств и наукИстория цивилизаций
ФилологическийРоссия и Запад: общее и особенное

Основные труды

1.Переписка В.И. Ленина с Международным социалистическим бюро в 1905 г.//Лениниана. Поиск, источниковедение, археография. Л., 1981. 

2.Первая мировая война и международная социал-демократия// Международные отношения: современность и история. Вып. 1. СПб., 1994. 

3.Отношение международной социал-демократии к первой русской революции// К столетию первой русской революции. «История и современность». СПб., 2005.

4.По поводу одного перманентного спора (Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну)// Чтения по военной истории. Сб. статей. СПб., 2007.

5.К вопросу о цивилизационном выборе России в 1917 г.// Сб. научных статей к 10-летию кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах «Страницы российской истории: Проблемы, события, люди». СПб., 2008.

6.Новые проблемы преподавания истории в вузе//2012 год – год Истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции/Санкт-Петербургский государственный университет, Исторический -факультет; Ред.-сост. Н.Л. Кузнецов. СПб., 2014. С. 117-129. РИНЦ.

7.Лекции 44-47// История России с древнейших времен до наших дней (IX-XXI века. Курс лекций. Изд-во СПбГУ. СПб, 2013 (учебник). (44 – соавтор А.Х. Даудов, 45-47 – соавтор Н.Л. Кузнецов).

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.