Цветкова Наталья Александровна
род. 1973

Цветкова Наталья Александровна

(род. 1973)

Место рождения

Смоленск

Образование

СПбГУ (1996)

Учителя

  • Б.А.Ширяев
  • М,Ф.Флоринский

Этапы научной карьеры

    Должность Учреждение
19992003АссистентПетербургский университетКафедра Американских исследованияМеждународных отношений
20032006Старший преподавательПетербургский университетКафедра Американских исследованияМеждународных отношений
2006по настоящее времяДоцентПетербургский университетКафедра Американских исследованияМеждународных отношений

Основные вехи жизни

2005-2011 гг. – Ц. занималась исследовательской работой в Университете в Гронингене (Нидерланды)

Награды

Почетная грамота министерства образования, 2014 г.

Область научных интересов, значение в науке

Ц. занимается вопросами публичной дипломатии США, образовательной политики США в мире, а также изучением таких концепций как «культурный империализм» и «американизация». Тема об образовании как инструменте внешней политики стала предметом кандидатской диссертации, статей и первой монографии Ц. Начиная с 1930-х гг. США превратились в лидирующую державу по масштабам финансирования и распространения в мире правительственных образовательных программ в целях формирования лояльной элиты в зарубежных странах. Ц. продемонстрировала на многочисленных примерах как аполитичные программы обменов в области образования использовались правительством США в качестве продвижения внешнеполитических интересов США (Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб: издательство СПбГУ, 2007). Многие работы Ц. посвящены идеологическому противостоянию СССР и США в период «холодной войны». Используя архивные документы американского государственного архива США (National Archive Records Administration), а также документы Российского архива новейшей истории России, Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории, Ц. занимается реконструкций так называемой идеологической холодной войны, известной в научных европейских и американских научных кругах как cultural cold war. Университеты, профессура и студенты как инструменты американизации или советизации зарубежных стран стали ее основным предметом исследования. Наиболее значимым результатом научных изысканий является монография, изданная и переизданная на английском языке в 2011 и 2013 гг. (Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013). В этой монографии, как и в других публикациях на русском и английском языках, Ц. показывает, как политика американизации/советизации потерпела поражение в университетах двух Германий в период “холодной войны” в силу сопротивления немецкой профессуры и студентов. Данный пример позволил автору сделать более обобщенный вывод о том, что политика переноса моделей университетского образования из одного государства в другое невозможна (Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014). Такой же вывод был получен и ходе другого исследования о политике США и СССР в Кабульском университете (Афганистан) в период «холодной войны». Ц. пришла к выводу, что реформы структуры, административного аппарата или внедрение новых дисциплин в университете невозможно осуществить без учета местных традиций, религиозной или идеологической ориентации преподавателей и студентов. Но ни США, ни СССР не учитывали такие факторы как религия и национальные традиции, которые влияли на поведение профессуры и студентов. В итоге, сверхдержавы не смогли «вылепить» из Кабульского университета проамериканское или просоветское высшее учебное заведение (Политика США и СССР в Кабульском университете в период «холодной войны» // США и Канада: экономика, политика, культура, № 6, 2014 г.). Современные аспекты публичной дипломатии США наиболее ярко раскрыты в статьях, посвящённых таким вопросам как влияние программ публичной дипломатии США на процессы «Арабской весны», роль программ Агентства международного развития в развитии демократии в России, Украине и Грузии в 1990-е–2000-е гг., попытки правительства США оказывать влияние на население Ирана, Афганистана и Пакистана при помощи особых программ пропаганды (см. Раздел «Основные труды»). Наконец «цифровая дипломатия» или «Интернет-дипломатии» также являются сферой научных интересов Ц. Как правительство США оказывает влияние на зарубежную целевую аудиторию при помощи социальных сетей, какие существуют стратегии и правительственные ведомства, втянутые в данную сферу, – основные вопросы, на которые Ц. дает ответы в своих статьях (см., например, Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3, 2011 г.)

Диссертации

Год защиты Тип диссертации Название диссертации
1999КандидатскаяФедеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США, 1936-1999
2011ДокторскаяTransforming German Universities during the Cold War: The failure of American and Soviet Cultural ImperialismPhD

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
2011Международных отношенийU.S. Public Diplomacy/ Публичная дипломатия США (на английском и на русском языке)
2003Международных отношенийDiplomacy (на английском языке)
2006Международных отношенийПроцесс принятия внешнеполитических решений США
2006Международных отношенийCold War: New Documents, Interpretations, and Concepts (на английском языке)
20002005Международных отношений Международная образовательная политика США
20002008Международных отношенийСовременные тенденции развития США
20002001ИсторическийИстория США

Ученики

  • И.А.Антонова
  • И.Т.Стадник

Основные труды

Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945-1990 // Minerva, Vol. 52, 2014, pp. 161-185

Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945-1990. Boston, Leiden: Brill, 2013

International Education During the Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review, vol. 52, no. 2, 2008, pp. 199-217

Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 11 (527). С. 087-097.

Информационная война талибов: Вашингтон в обороне, Часть 1 и 2 // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 10-16 и 2013. № 2. С. 23-26

Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10 (514). С. 037-046.

Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура, № 3. 2011. С. 109-122

Иран в публичной дипломатии США // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3 (656). С. 29-34.

Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45-57.

Образовательная политика США в странах Ближнего Востока: история и современность // Вопросы Образования, № 4, 2009. стр. 272-290.

Основная биобиблиография

Цветкова Наталья Александровна // Преподаватели факультета международных отношений СПбГУ. Сборник биобиблиографических данных. СПб: издательство СПбГУ, 2010

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.